Кто, как и почему ворует украинское зерно? Расследование

zerno3

 

Не секрет, что затянувшаяся война на востоке и неблагоприятная международная конъюнктура, поставили Украину на грань дефолта, а основную массу населения перед проблемой физического выживания. Основные источники валютных поступлений – металлургия и химия – за последние 2 года потеряли почти половину позиций на международном рынке. Кроме того, по объективным причинам практически остановилось в стране машиностроение, которое в значительной степени было ориентировано на российский рынок. Наконец, еще один до недавнего времени стабильный источник доходов – продажа за рубеж продукции военного назначения – сегодня также остановлена, по очевидной загруженности «оборонки» на внутренние потребности.

По-сути, основным источником формирования валютно-бюджетных поступлений Украины сегодня остается сельско-хозяйственный комплекс, продукция которого по-прежнему актуальна на мировых рынках. И базовым направлением этого рынка является продажа зерновых за рубеж, что в значительной степени позволяет формировать бюджет государства. По-сути, выращивание и продажа зерновых сегодня по стратегическому значению становится приоритетным направлением в формировании новой экономической политики суверенной Украины. Однако уровень зашкаливающей коррупции, гигантские махинации и тотальный беспредел, образовавшиеся в этой сфере на волне неразберихи во время революции, ставит сегодня всю отрасль на грань разорения. А миллионы простых украинцев уже этой весной могут оказаться перед угрозой настоящего голода.

Кадровый спрут

Источником тотальной коррупции на рынке зерновых сегодня стали те ведомства, которые, наоборот – должны стимулировать отрасль в ее развитии – Министерство сельского хозяйства и Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ). Обе стратегически важные для государства структуры захватили люди под кураторством главного зернового трейдера Украины – народного депутата Ивана Мирошниченко, который еще недавно был советником бежавшего от криминального преследования экс-министра Николая Присяжнюка. Теперь все схемы Семьи, которые Мирошниченко с Присяжнюком несколько лет разрабатывал во времена Виктора Януковича, успешно реализуются самим народным депутатом. В полном и счастливом одиночестве. Тишь да благодать. Ни тебе прокурорских, ни тебе телекамер, ни тебе публичных обвинений. Идеальное время для изощренных и циничных воров. Война – время это называется.

Наличие мощного личного влияния в структуре, которая непосредственно назначает высших отраслевых чиновников, позволило Мирошниченко под шумок продвинуть в министры сельского хозяйства своего протеже Алексея Павленко. Молодой Павленко, гордящийся разве что дипломом MBI, фигура совершенно несамостоятельная, никогда не работавшая в реальном секторе экономики (тем более, в сельском хозяйстве), и абсолютно не принимающая самостоятельно каких-либо решений в министерстве. Фактически все кадровые решения принимает «смотрящий» за министерством Александр Лиев, который является коммуникативным звеном между «свадебным генералом» Павленко и реальным решальщиком Мирошниченко.

Сам по себе Лиев – фигура в криминальных кругах достаточно известная, особенно в оккупированном Крыму. Оккупация, как нельзя кстати пришлась для Лиева, и он идеально бежал от трех открытых уголовных дел (воровство имущества заводов «Титан» и «Севмаш»). Бежать Лиеву в Киев пришлось даже несмотря на тот факт, что до непосредственного вторжения на полуостров оккупационных войск, сегодняшний смотрящий за МинАПК активно поддерживал в Крыму пророссийское движение «Наши». Теперь Лиев формирует кадровую политику одного из важнейших украинских министерств. Превратности судьбы. Или все-таки очень конкретный коррупционный умысел «зерно/смотрящего» Мирошниченко, который намеренно поставил столь грязного исполнителя? Лишнего не скажет, лишнего не украдет, в другую воровскую команду не перебежит. Аккурат потому что слишком запятнан.

Еще одно удачное назначение, которое успешно провернул Мирошниченко – это передача (пусть пока только с приставкой и.о.) своему давнишнему соратнику трейдеру Валерию Томиленко ключевой распорядительной должности главы ГПЗКУ. Т.е. главы зерновой корпорации, через которую проходят гигантские суммы бюджетных денег и которая без малого отвечает за, скажем так, хлебную безопасность внутри страны. А также за нашу репутацию ключевого продавца зерна на мировых рынках.  Томиленко — личность тоже весьма экстравагантная и содержательная, с двумя открытыми и безусловно коррупционными  судимостями (уклонение от налогов и махинации с НДС в особо крупных размерах). И вот теперь – в это шальное время – эта личность отвечает фактически за всю зерновую политику государства. Но и это еще не все блестящие кадровые решения смотрящего Мирошниченко. В службе охраны ГПЗКУ он поставил еще одну яркую криминальную фигуру – бывшего руководителя налоговой службы в Тернопольской области Валерия Щербину, который в разработках СБУ проходил по двум очень специфических делам – получения взятки в  особо крупных размерах и организации наркотрафика в области. Теперь Щербина отвечает «за безопасность» в государственной корпорации с оборотом в сотни миллионов долларов.

Таким образом, сразу же после прошедших парламентских выборов, Иван Мирошниченко замкнул на себе всю отрасль – от кадровых назначений, до проведения «правильных» тендеров и налаживании проверенных схем по вымыванию государственных средств. И эти схемы начинают уже работать, что отлично видно на примере реализации китайско-украинского контракта на поставку зерновых.

Умышленное убийство китайского контракта

Еще задолго до прихода «группы отраслевых киллеров» Мирошниченко-Томиленко в ГПЗКУ, между Украиной и китайской зерновой корпорацией ССЕС был подписан крупный контракт на поставку в КНР зерновых. Важность данного контракта для украинской стороны переоценить сложно. Во-первых, Китай делает валютную предоплату, что позволяет ГПЗКУ вовремя рассчитываться с украинскими поставщиками зерновых реальными деньгами. Во-вторых, контракт имеет важное геополитическое значение. Украина заходит на крупнейший в мире потребительский рынок зерновых, конкурируя там с производителями, имеющими более выгодные логистические маршруты – Канадой, Россией, США и Австралией. Наконец, в-третьих, подобные крупные контракты имеют важнейшее репутационное значение. Вовремя и в полном объеме выполняя подобные контракты, украинская государственная корпорация косвенно открывает для себя более близкие и перспективные рынки – ближневосточный и североафриканский.

Однако уже с первых дней своего назначения главой ГПЗКУ – а именно с 15 декабря 2014 года – Томиленко делает все возможное, чтобы полностью сорвать указанный контракт. Сначала новый и.о. главы ГПЗКУ увольняет своих первых двух заместителей, которые имеют право подписи в контрактных обязательствах. При этом сам Томиленко не подписывает ни одного документа, связанного с реализацией китайского контракта. В частности, речь шла об острой необходимости фрахтовки семи суден, которые должны были перевести кукурузу в КНР.

Дальше Томиленко прекращает все спотовые закупки зерновых для данного контракта, путем полной блокировки работы тарифного комитета. В это же время в Николаевском порту стояли два судна, ждущие заполнения кукурузы, но опять же, ГПЗКУ не оформляет документы на их фрахтовку. В результате, государственная корпорация должна платить по 100 тыс. долларов простоя каждого судна. Иными словами, вместо того, чтобы государство заработало на реализации контракта, ГПЗКУ под руководством Томиленко наносит госкорпорации колоссальный материальный ущерб.

Впрочем, абсурд только начинается. Отказавшись продолжать исполнять контракты, которые уже работают и приносят доходность, Томиленко начинает… собственную игру с закупками. Естественно, у собственных фирм и, естественно, по крайне завышенным ценам. А кто ему скажет что-то? Во-первых, есть Мирошниченко. Который открывает ногой дверь в кабинет одного высокопоставленного чинуши из АП (фамилию и должность укажем чуть позже), передаст ему пакет с деньгами и замажет любую историю. Во-вторых, страна воюет и ей не до проделок зернового барыги Томиленко.  А потому, в это самое время ГПЗКУ под руководством Томиленко подписывает контракт со швейцарской компанией GTG на закупку кормовой кукурузы, которая будет поставлена затем в КНР. Сумма контракта превышает 13 млн. долл., а вместе с тем ГПЗКУ начинает покупать кукурузу еще и у ТОВ «Гранум инвест», с которой плотно связан экс-заместитель руководителя ГПЗКУ при Присяжнюке трейдер Роберт Бровди и все тот же Игорь Мирошниченко. Однако у этого контракта есть одна особенность (кроме коррупционной составляющей, связанной с указанными именами) – в днепропетровской кукурузе, выращенной на полях «Гранум инвест» количество зерен амброзии значительно превышает фитосанитарные нормы КНР. А это значит, что государственные деньги, которые тратит ГПЗКУ на закупку заранее бракованной кукурузы, пойдут в карман Бровди и Мирошниченко, и даже в урезанном виде не смогут вернуться в госбюджет.

Интереснейшим образом Томиленко продолжает «реализовывать» китайский контракт с ССЕС и в других направлениях. Приблизительно в это же время, как и в случае со швейцарской компанией GTG, ГПЗКУ подписывает контракт с компанией Noble Resources SA (представитель Сандра Сигнор) о поставке для последней кормовой кукурузы на сумму, превышающей все те же 13 млн. долл. Этот контракт также подписан в рамках поставки зерновых для КНР. Но конкретно в этом случае особо интересны условия контракта, по которым ГПЗКУ покупает кукурузу по 238,5 долл. за метрическую тонну, а продает китайской стороне… за 225 долларов. Это все равно, что продавец на рынке будет отпускать продукцию покупателям дешевле, чем он ее приобрел на оптовой базе. В результате такой деятельности Томиленко, государство только на одном этом контракте теряет более миллиона долларов. И опять же, закупка зерновых «почему-то» происходит у трейдеров, связанных с Иваном Мирошниченко. Впрочем, особо впечатляет цинизм и прямолинейной «команды Мирошниченко». Они ведь даже не утруждают себя маскировкой откроенных коррупционных действий. Напрямую закупают зерно у собственных фирм. Закупают с очевидной переплатой. Продают затем явно дешевле, чем было куплено. Разницу же в цене покупки/продажи напрямую зачисляют на свои фирмы. Открыто вымывают деньги из бюджета, где их и так мало. Но при этом увеличивают налоговую нагрузку на крестьян и, изымают деньги, которые должны пойти на посевную. Одним словом, складывается стойкое ощущение,  что команда «трейдеров Мирошниченко»  собирается оперативно сорвать банк и ранней весной теплой компанией перелететь в теплые страны.

Ведь только с первого взгляда действия Томиленко могут показаться непрофессиональными. На самом деле и.о. главы ГПЗКУ действует очень профессионально во всех начинаниях, связанных с личным обогащением его шефа Мирошниченко. ГПЗКУ за пару месяцев умудрилось выбить с рынка всех трейдеров, которые по выгодной для государства цене реализовывали китайский контракт. Выбивание это произошло по той причине, что изначально контракт был подписан до появления в госкорпорации связки Мирошниченко-Томиленко, которые не нашли свою личную выгоду в реализации поставок зерновых в КНР. Теперь они этот пробел спешным образом компенсируют, с одной стороны, срывая поставки независимых трейдеров, а с другой – заводя на рынок своих игроков, завышая для тех до очевидной абсурдности ценовые контракты.

В результате, из государственного бюджета вымываются огромные средства, а сельхозпроизводители к весенней посевной не получат даже тот минимум, который позволит им засеять новый урожай. Но к тому времени товарищи Мирошниченко смогут заработать уже такие суммы, которые позволят им и откупиться от криминального преследования, и в целом, сменить место жительства с дикой разоренной Украины на какую-то более цивилизованную страну. Разве ж мы не понимает эту их слабость? Сколько таких «специалистов» уже хорошо откушались на украинских отраслевых пирогах, а потом изящно свалили со страны, плотно упакованные зеленной бумагой…

PS. Вся эта «китайская история» только на первый взгляд выглядит невероятно и цинично. На самом деле, сегодня по всей стране, по все отраслям происходит нетто подобное. Скажем, некий большой чиновник из АП (фамилию, как и обещали назовем в третьей части расследования) нагло  ставит своего «друга по учебе» министром, а после получает за это регулярное  вознаграждение в ежемесячном коррупционном пакете. И никто – подчеркиваем, никто – не вмешивается в криминальные схемы этого друга. Во-первых, идет война и общественность упорно слушает сводки о смертях. На иное просто нет сил и времени. Во-вторых, все нынешние топы (гос/менеджеры) распределили между собой отрасли, которые они могут грабить и делают это. И, наконец,  в-третьих, а кто будет вмешиваться в криминальные истории, если силовики тоже плотно интегрированны в коррупционные  забавы?

 

Сергей Измайленко, Национальное бюро расследований Украины

1 392 просмотров

Добавить комментарий