«Семейные» объятия государственных закупок

До недавнего времени «ЗН» было вынуждено высказывать лишь подозрения, что деятельность Тендерной палаты Украины – имитация общественного контроля над сферой госзакупок. Делать более серьезные выводы не позволяло отсутствие надежных документов об Уставе, членах ТПУ, решениях ее органов управления.

Между тем, документы, обнародованные на этой неделе, свидетельствуют, что наши подозрения оказались очень даже обоснованными. Речь идет о копиях практически всех документов регистрационного дела Тендерной палаты, которое ведется Минюстом, попавших в распоряжение редакции. Некоторые из них были обнародованы заместителем министра юстиции Инной Богословской на пресс-конференции 13 сентября в УНИАНе.

Осознавая всю взрывоопасность этой информации и дабы не быть обвиненным в распространении недостаточно проверенных сведений, корреспондент «ЗН» добился, чтобы в Минюсте ему были предъявлены оригиналы регистрационного дела Тендерной палаты и содержащегося в нем протокола съезда ТПУ от 26 января с.г. С мокрыми печатями, подписями, прошивкой и т.п.

Оказалось, что находящиеся у нас копии полностью соответствуют оригиналам. Эти документы дают серьезный повод привлечь к деятельности этой организации более пристальное внимание СБУ и ГПУ, в последнее время хранящих по теме госзакупок довольно странное молчание. Они также свидетельствуют, что Антон Яценко (как и его родственники) имел самое непосредственное отношение к деятельности Тендерной палаты как минимум вплоть до января 2007-го. Впрочем, анализ документов породил целый ряд новых, не менее важных вопросов...

До сих пор Устав союза общественных организаций «Тендерная палата Украины» оставался неизвестным широкой публике: палата публиковала на своем сайте лишь общие положения из закона о госзакупках, регулирующие ее деятельность. В регистрационном деле находятся две версии Устава. Первая датируется 2005 годом, когда союз имел местный, киевский статус (последние изменения зарегистрированы Киевским городским управлением юстиции 13 января 2006 года). Второй Устав относится к 2006 году — он был утвержден 17 марта 2006-го внеочередным съездом ТПУ, на котором было также принято решение о ее реорганизации в союз со всеукраинским статусом.

Ключевые полномочия между различными органами союза распределены следующим образом. Так, в п.4.1. Устава 2006 года прямо говорится о том, что руководящими органами палаты являются съезд ее членов и правление. Исполнительным органом палаты является правление, которое обеспечивает текущую деятельность палаты и выполнение ею своих целей и задач. Глава правления от имени ТПУ подписывает документы или поручает их подписание другим лицам.

Судя по Уставу, почетный президент, первый вице-президент и другие вице-президенты Тендерной палаты имеют функции «свадебных генералов». Никакими реальными полномочиями они не наделены. Как явствует из п.4.7, они выбираются съездом палаты «с целью содействия выполнению уставных целей и задач» палаты и «популяризации ее идей», в частности «идеи прозрачного и экономного расходования госсредств». А также для представительства интересов палаты в органах государственной власти и местного самоуправления и содействия активизации ее деятельности.

Указанные лица выполняют свои функции на общественных началах. Таким образом, ложным является тезис, часто повторяемый в последнее время главой правления ТПУ В.Лабой, что, мол, палатой «руководили» и руководят президент и вице-президенты. Все ключевые полномочия и ответственность лежат на съезде и правлении из трех человек!

Это, конечно, не снимает ответственности с бывших и нынешних вице-президентов за общественно-политическую легитимизацию ТПУ. А также не значит, что на практике они довольствовались лишь декоративной ролью...

Контролирующим органом палаты является Ревизионная комиссия, возглавляемая, как известно, Сергеем Осыкой. Наконец, согласно закону о госзакупках и Уставу ТПУ, ее совещательным органом является наблюдательный совет, состоящий из представителей центральных органов исполнительной власти и народных депутатов. Отдельным пунктом Устава оговаривается, что члены совета не имеют права вмешиваться в текущую деятельность палаты.

Согласно закону об объединениях граждан, изменения в уставных документах общественной организации подлежат регистрации органом власти, который ее легализовал. В случае с ТПУ – это Министерство юстиции Украины. Однако в редакции Устава 2006 года отсутствуют какие-либо указания на то, что он был изменен после вступления в силу в марте с.г. действующей редакции закона о госзакупках. Напомним, что полномочия ТПУ этим законом были серьезно изменены.

Как обратила наше внимание директор компании «Правовой консалтинг и практика» В.Крат, в самом законе отсутствуют положения, которые обязывают вносить изменения в устав палаты. Правда, такое требование закреплено в пункте 10.3 самого Устава ТПУ: «в случае изменений в законодательстве Украины «Тендерная палата Украины» приводит свою деятельность (в соответствие. — А.М.) c требованиями законодательства и вносит изменения в Устав». Означает ли это, что палата работает на основании Устава, который не соответствует действующему законодательству о госзакупках? Вопрос открытый...

Наиболее «взрывоопасными» из опубликованных на прошлой неделе документов являются, безусловно, сведения о членах Тендер­ной палаты, которые предоставлялись в Минюст за подписью главы ее правления и датируются августом 2006-го и январем 2007-го. На 9 августа 2006-го таких насчитывалось 29, а на январь с.г. – 30.

«ЗН» публикует копию протокола № 1/5 внеочередного съезда Тендерной палаты Украины, который состоялся в Киеве 26 января 2007 года. Названия общественных организаций-членов говорят сами за себя, а некоторые живо напоминают тосты славного генерала из «Особенностей национальной охоты». Из 26 участников съезда только представители Украинской ассоциации черепно-челюстно-лицевых хирургов (президент В.Маланчук) и Центра развития антимонопольного права и конкуренции (глава правления С.Легойда) не относились явно к семьям Яценко и Врублевских. Пред­ставители 13 общественных организаций носили фамилию «Яценко», а 11 — «Врублевский». Часть этих организаций была в тот или иной период времени зарегистрирована по тому же адресу, что и ТПУ: Киев, Крещатик, 6.

Нынешний 79-й номер списка БЮТ Яценко Антон Владимирович возглавлял правление «Спілки «Антикорупціонер», а также такие организации, как «Інформатизація — шлях у майбутнє», «За прозорий бюджет», «За гласність», «Шляхом громадського суспільства», «Громадськість, реформи, порядок». Данные Госкомстата и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, опубликованные в «ЗН» (№ 32 за 1 сентября 2007 года), подтверждают, что Антон Яценко был главой правления этих организаций по состоянию на 15 сентября 2006-го либо 30 августа 2007-го.

Вывод очевиден: по крайней мере, в августе 2006 года и январе 2007 года ключевые решения Тендерной палаты контролировались группой частных лиц, связанных родственными узами. О родственных связях свидетельствуют не только фамилии, имена и отчества. Согласно официальным документам, имеющимся в распоряжении редакции, эти люди были прописаны по одним и тем же адресам. Напомним: до марта с.г. Тендерная палата имела право делать «выводы», проще говоря – давать разрешения на проведение наиболее коррупционно опасных тендерных процедур – закупок у одного исполнителя. Речь идет о многомиллионных, если не миллиардных суммах, отданных на откуп нескольким семьям…

4 сентября с.г. ТПУ опубликовала на своем сайте список 20 общественных организаций, которые, по утверждению палаты, являются ее членами. Из них пять значатся и среди членов ТПУ на 26 января 2007-го. Это «Сузір’я», Совет молодых предпринимателей, комитет «Навстречу третьему тысячелетию», «Асоціація консультантів з питань тендерних процедур» (глава правления — В.Врублевс­кий), ассоциация черепно-челюстно-лицевых хирургов. Подавляющее большинство остальных — региональные организации с красноречивыми названиями: «Законність в економіці – добробут у суспільстві» (Кирово­град), «Громадськість за прозору економіку» (Житомир), «Молодь Криму за прозорість в органах державної влади» (Симферополь) и т.п.

Вполне вероятно, что на указанную дату они действительно являлись членами ТПУ. В конце концов, решение о переформатировании состава членов съезд палаты мог принять хоть 3 сентября...

Между тем, названия этих региональных структур всплывали в информационном пространстве еще в январе 2006-го. Тогда 20 общественных организаций обратились к президенту страны с просьбой подписать редакцию закона о госзакупках, согласно которой ТПУ получала поистине необъятные полномочия. Девять из них значатся в «сведениях» о членах ТПУ, которые были поданы в Минюст тогдашним главой правления О.Фадеевым вместе с протоколом № 3 внеочередного съезда палаты 17 марта 2006 года. В этот день, когда вступила в силу упомянутая редакция закона, съезд ТПУ принял решение о придании палате всеукраинского статуса.

Собственно, этими девятью региональными организациями и исчерпывались все члены палаты на тот момент. Почему их не оказалось среди членов спилки в августе 2006 года, остается загадкой. Например, в интервью «Контрактам» в июне 2006 года тогдашний первый вице-президент А.Яценко заявлял, что «мы принимаем еженедельно одну-две организации». В этом интервью он упоминал о принятии в члены «львовского Союза организаций инвалидов», «Ассоциации хирургов» (по всей видимости, имеется в виду Украинская ассоциация черепно-челюстно-лицевых хирургов), «Ассоциации предприятий-поставщиков товаров, работ и услуг для государственных потребностей» (глава — В.Доброскок). А согласно сообщению на официальном сайте ТПУ об августовском съезде 2006 года, тогда в ее ряды было принято 28 общественных организаций. Региональные организации были исключены за ненадобностью? Ибо решения проще принимать в узком семейном кругу?

Интересна информация о президенте Украинской ассоциации черепно-челюстно-лицевых хирургов Владиславе Александровиче Маланчуке, докторе медицинских наук, профессоре, заведующем кафедрой челюстно-лицевой хирургии Национального медицинского университета им. Богомольца. Он фигурирует в заявке в Киевское городское управление юстиции на регистрацию ГО «Ассоциация консультантов по вопросам тендерных процедур» (датируется августом 2005 года) как один из учредителей, кроме Яценко В.П. и Яценко Т.Н., Врублевской Т.В. и Врублевского В.С. (согласно выписке из Единого госреестра, на 30 августа с.г. учредителем является один Врублевский В.С.).

А вот как сообщал телеканал «1+1» 6 декабря 2002 года, «заведующим отделом в главном управлении по вопросам внутренней политики (Администрации Президента. —А.М.) должен стать известный врач, президент Украинской ассоциации... Владислав Маланчук...». В уже упоминавшемся интервью Антона Яценко «Контрактам» приведена его биография: в 2002—2003 годах он тоже был заведующим отдела Администрации Президента. Как раз в то время президентская Администрация, Кабинет министров издают поручения о необходимости соблюдать права интеллектуальной собственности на разнообразные виды тендерной документации и т.п. Эти права изначально принадлежали А.В.Яценко и В.С.Врублевскому...

Именно тогда и начал разворачиваться сюжет нынешнего действа на рынке госзакупок. Сюжет, который обязательно в будущем вдохновит последователей Ильфа и Петрова. Размах сегодняшних Бендеров впечатляет: они уже не мелкие жулики, обманывающие вдов и чинуш местного значения, а кукловоды не только союзов общественных организаций, но и могущественных политических сил и даже высших органов исполнительной и законодательной власти целой страны. Лидеры которой пока не в состоянии разрушить монопольную ловушку фактически для всего государства, созданную специально разработанным и принятым конституционным большинством законом.

Несколько физических лиц, в том числе претендующих ныне на статус народных депутатов Украины, вместе со своими родственниками создали сеть общественных организаций, которые, благодаря законодательным новшествам последних лет, получили права и полномочия по контролю над сферой госзакупок. Произошло это под шир­мой очень даже правильной и красивой идеи о необходимости осуществления общественного контроля за прозрачностью и эффективностью расходования государственных, т.е. наших с вами, средств.

Делали и делают они это вовсе не за бесплатно. Бюджет потерял, благодаря этому контролю, по некоторым оценкам, более 7 млрд. грн.

Андрей МАРУСОВ

1 079 просмотров

Добавить комментарий