Тендерная палата в обмен на «Днепрэнерго»

Партия регионов и БЮТ приступили к «решалову» сложнейшего вопроса — сосуществования. Крайним оказался СП...

15 февраля, Секретариат президента провел очередной сеанс <тендерных разоблачений>. Замглавы СП Игорь Пукшин попросил СБУ разобраться с прямой заинтересованностью отдельных нардепов в сохранении нынешнего порядка в сфере тендерного законодательства. СБУ следует провести проверку для выявления и подтверждения возможных коррупционных связей, а в случае установления нарушений действующего законодательства — предусмотреть необходимые меры реагирования.

Весь этот продолжающийся <сыр-бор> связан со вторничными событиями в парламенте.

12 февраля Секретариат президента и Партия регионов на пару часов разблокировали парламент, дабы, во-первых, решить важнейший для БЮТ вопрос о тендерах и, во-вторых — уладить важнейшую для Рината Ахметова тему — принятие изменений в Хозяйственном процессуальном Кодексе.

Изменения эти крайне необходимы Ринату Леонидовичу для того, чтобы иметь преимущество в борьбе за <Днепрэнерго>. Компанию он получил в прошлом году, когда Кабмин Януковича разрешил провести допэмиссию акций находящегося в предбанкротном состоянии предприятия. С другой стороны, было известно, что Игорь Коломойский также давно обхаживал <Днепрэнерго>, подводя компанию к поглощению <Приватом> через то самое банкротство. Однако, <девушку> из-под самого носа Игоря Валерьевича <увело> донецкое правительство, позволившее проводить санацию <Днепрэнерго> компании Ахметова.

Каждое действие порождает противодействие. Сторону <Привата> как всегда поддержал Кабмин Юлии Тимошенко, в связи с чем правительство вознамерилось отменить прошлогоднее решение. Для этого ООО ИК <Бизнес-Инвест> на днях подало соответствующий иск в окружной административный суд Киева. А глава Минтопэнерго Юрий Продан пошел навстречу бизнесменам, подготовив проект правительственного постановления, которое отменяет разрешение проводить допэмиссию. Другими словами, правительство создает прецедент, когда реприватизационный механизм запускается не через чуждый Юлии Тимошенко Фонд госимущества, а через пока еще подконтрольный ей Кабмин.

Естественно, что судебная волокита неминуемо дошла бы до высших инстанций. Наверху же судебной вертикали власти находится (в случаях, когда речь идет о спорах хозяйствующих субъектов) хозяйственная палата Верховного суда Украины (читай: возглавляющий ВСУ бывший член фракции БЮТ Василий Онопенко). Вторничные изменения в Кодексе призваны исключить Верховный суд из схемы. В таком случае, ключевой инстанцией становился бы Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ). Этот суд в большей мере контролируется Секретариатом президента, а потому у Рината Ахметова есть все основания надеяться, что судебный спор за <Днепрэнерго> закончится в его пользу, если после всех апелляций и кассаций не выйдет за пределы ВХСУ.

Собственно, на это и были нацелены изменения в Кодекс, принятые 230 голосами фракций ПР, блока Литвина, Компартии и десяти нашеукраинцев, проявивших в тот день чуткость к пожеланиям с Банковой. Согласно этому голосованию, <балогину берлогу в НУНС> представляют В.Петевка, И.Криль, Н.Катеринчук, М.Полянчич, В.Тополов, Ю.Бут, Ю.Кармазин, В. Каськив, И.Плющ и, наконец, А.Яценюк. Все эти господа проголосовали <за>.

Узнав об успешном продвижении изменений в Кодекс, Василий Онопенко, по данным , очень расстроился и звонил представителям <балогиного дивизиона>. Ведь, решая один конкретный вопрос по <Днепрэнерго>, нардепы лишали ВСУ очень <жирного> куска работы, связанного со спорами хозяйствующих субъектов. Однако, максимум что ему удалось выговорить, — это принятие законопроекта не целиком, а только во втором чтении. Таким образом, у Онопенко теплится надежда на то, что в третьем чтении нардепы таки провалят законопроект. Провалят, разумеется, после соответствующих торг:, пардон, консультаций.

Казалось бы, столь бомбовое решение вынудит бютовцев трубить об очередном <преступном сговоре Банковой и донецких>. Но этого не случилось. Уже через полчаса после этого голосования бютовцы получили комфортный для них расклад в голосовании по тендерному законодательству.

У этого вопроса — своя предыстория. Дело в том, что Секретариат президента и блок Литвина уже давно нагнетали истерику вокруг <тендерной темы>. Две недели назад, 5 февраля, в парламенте даже набралось 240 голосов (без КПУ, ПР и нескольких бютовцев) за уничтожение одиозной Тендерной палаты Украины (ТПУ), с ее контролем над многомиллиардными госзакупками. В эти минуты нужно было видеть лицо одного из основателей Палаты Антона Яценко, который, по выражению Олега Зарубинского (блок Литвина) <очень шустро заметался по сессионному залу>.

И тут вдруг Арсений Яценюк, ранее слывший большим противником ТПУ, резко пошел на попятную. Спикер решил объявить среди нардепов перекличку, после чего объявил, что в зале фактически нет нескольких десятков якобы присутствующих людей. А потому вопрос решаться не будет. По данным , после этого между СП и БЮТ были проведены <торги> и 12 февраля Партия регионов, после выгодного <бело-голубым> голосования по Кодексу, дала 120 голосов <за> изменения в тендерное законодательство — в дополнение к КПУ и 135 бютовцам.

В самом БЮТ за это решение не проголосовал 21 нардеп. Это так называемые <идеалисты> по типу Евгения Суслова и Андрея Шевченко, а также опытные лоббисты, жаждущие перемен на рынке <тендерной коррупции>.

Скандальность ситуации заключается в том, что первые лица страны слишком много говорили о необходимости убрать ТПУ вообще. Об этом же прямо перед голосованием твердили <регионалы> и бютовцы. Однако <вышло то, что вышло>: принятые в первом чтении изменения лишь немного облегчают ярмо ТПУ. Но в целом парламент <зафиксировал> нынешние, располагающие к злоупотреблениям расклады.

Лоббисты такого положения дел есть и в парламенте, и в СП. Во фракции БЮТ это глава контрольно-ревизионной комиссии ТПУ Сергей Осыка и один из основателей Палаты Антон Яценко (как шутили во время выборов его коллеги, <на место Антона в списке любо-дорого посмотреть>). Почетный президент ТПУ — Александр Ткаченко из Компартии. Среди членов Палаты можно найти и представителей Партии регионов.

Что до <НУ-НС>, то он в прошлом году предусмотрительно вывел своих людей из ТПУ. Ксения Ляпина, в прошлом вице-президент Тендерной палаты, ныне — ярый ее противник. Что, впрочем, отнюдь не означает, что <руки Секретаріату президента нічого не брали>. Ведь есть еще и замглавы СП Александр Шлапак — один из самых известных покровителей ТПУ. По данным источника , прошлым летом он организовал указ президента, закрепляющий позиции ТПУ. Причем дата выхода указа была фактически приурочена к дню рождения Антона Яценко.

На этот раз, однако, события обернулись против заместителя Балоги. Александр Шлапак <спалил> себя на официальном письме в парламент. В этом письме он сообщал, что СП не против предлагаемых изменений. И это в то время, когда президент срывает голос, говоря о тендерном беспределе!

Виктору Балоге пришлось немедленно реагировать, и он отозвал письмо Шлапака из парламента. Однако, сохранить хорошую мину при плохой игре у СП не получилось. Выяснилось, помимо прочего, что одним из соавторов законопроекта стал <нашеукраинец> Роман Зварич (другой соавтор — бютовец Андрей Кожемякин, близкий к Александру Турчинову, а постановление о голосовании за законопроект подписал тот самый коммунист Александр Ткаченко). Лишь через двое суток после голосования Зварич обнародовал легенду о том, что он отозвал свое авторство из законопроекта: за пять минут до голосования. Мол, написал законопроект и не понял всю его пагубность, пока фракция не подсказала:

Слишком поздно. Бютовцы, коммунисты и регионалы дружно объясняют свое голосование тем, что оно было согласовано с <нашеукраинцами>. Так что <неча на зеркало пенять, коли у самих рожа крива>.

Главным итогом этой дурно пахнущей истории стало результативное голосование, которое пока держит ТПУ в подвешенном состоянии. Ведь во втором чтении нардепы могут все же убрать ее из законопроекта. Чтобы этого не случилось, внутри БЮТ уже начались < консультации>. По данным , близкий к Осыке по земельному рынку бютовец Богдан Губский нашел необходимую сумму аргументов для Юлии Тимошенко. После чего премьер дала своей фракции отмашку — голосовать так, как ТПУ на душу положит. В конце концов, миллиарды ТПУ весят <поболе> <Днепрэнерго>.

История эта преподнесла и другой урок: <широкая> коалиция выглядит совсем не так, как ее рисует Виктор Балога (ПР+БЮТ+КПУ). На самом деле в нее входит весь парламент, решающий полезные для разных фракций вопросы <на взаимовыгодной основе>. Его заявление, а также заявления лидеров БЮТ, о том, что их руки точно ничего крали и во всем виноват Балога, — не более чем сопли и слезы, призванные отвлечь внимание от <бартерной> природы украинского политикума.

Юрий Николов, BIN

885 просмотров

Добавить комментарий