Ниточки от коррупционеров «Депутатского контроля» тянутся к Фаермарку. Расследование

Faermark-Sergyi1-500x335

 

В ходе расследования дела «янтарных депутатов» могут всплыть факты работы членов межфракционного объединения на бывшего «смотрящего» за администрацией морских портов Украины, народного депутата Сергея Фаермарка.

Члены Регламентного комитета Верховной Рады рассмотрели представление Генеральной прокуратуры о снятии депутатской неприкосновенности с Максима Полякова. Ведомство Юрия Луценко готово арестовать депутата от «Народного фронта» за взяточничество: народный избранник, по версии следствия, за деньги правил таможенное и налоговое законодательство в интересах добытчиков янтаря. А в пятницу Регламентный комитет рассмотрел представление Генпрокуратуры на народного депутата Борислава Розенблата («Блок Петра Порошенко»), попавшего в уголовное производство в паре с Поляковым.

Показания руководителя секретариата «Депутатского контроля» Вадима Руденко, которого НАБУ задержало по делу одним их первых, может спровоцировать целый ряд громких разоблачений. Ближайший соратник Руденко – народный депутат Максим Поляков — принимал участие во многих скандальных информационных кампаниях. Долгое время Поляков боролся с руководителем «Укргаздобычи» Олегом Прохоренко, перекрывшего закупочные коррупционные схемы. Помогал ему в этом коллега по парламенту Евгений Дейдей. Был задействован весь арсенал рейдеров: в помещение компании вламывались люди в камуфляже, пенсионеры проводили у Кабмина проплаченные «антикоррупционные митинги», требуя увольнения Прохоренко.

По иронии судьбы, Дейдей вместе с Поляковым оказались в списке пяти депутатов, на которых на прошлой неделе из Генеральной прокуратуры пришло представление на привлечение к уголовной ответственности.

Минувшей осенью Поляков не менее «самоотверженно воевал» с главой Нацбанка Валерией Гонтаревой, упорно не желавшей искать компромисс с владельцами лопнувших банков и прощать им миллиардные долги.

Тогда же Поляков вместе с еще одним «партнером Руденко» — нардепом Виталием Куприем – «пошли в атаку» на министра инфраструктуры Владимира Омеляна, обвинив его в коррупции. Омелян в тот момент пытался взять под контроль министерства администрацию морских портов Украины. Формально АМПУ находилась в подчинении МИУ, фактически (и об этом говорилась открыто) управлялась «смотрящим» народным депутатом Сергеем Фаермарком. Гневные комментарии Полякова, выступления на различных мероприятиях, брифингах, пресс-конференциях активно расходились в СМИ. По мнению Омеляна, оппоненты критиковали его не бесплатно. Под распространение «обличительных» заявлений в Сети и печатных материалов на их основе был выделен немалый бюджет.

«В последнее время все больше порядочных журналистов сообщают мне о том, что несколько PR-агентств за большие деньги предлагают разместить заказные статьи против Омеляна и министерства инфраструктуры. Публичная антикампания набирает обороты. Поскольку компромат отсутствует, приходится его выдумывать, притягивать за уши», — писал осенью прошлого года министр в своем фейсбуке.

По словам Омеляна, «смотрящим» очень не нравилось, что министр не дает возможности «дноуглублять» государственный бюджет». Намек был более чем однозначным – в парламенте как раз разгорелся скандал вокруг тендера на дноуглубление в порту «Южный». Депутат от БПП Сергей Лещенко обвинил именно нардепа Фаермарка в лоббировании компании-победителя конкурса. По версии Лещенко, Фаермарк договорился с бельгийской компанией «Ян де Нул» о «вознаграждении» в обмен на получение заказа. Бельгийцы согласились передать депутату (а вернее, двум аффилированным с ним кипрским компаниям) половину корпоративных прав своего украинского представительства и назначить директором «Ян де Нул Украина» бывшего помощника Фаермарка Андрея Розова. Взамен бельгийцам, якобы, гарантировалась победа на тендере даже при условии завышения цены. Именно так и произошло – «Ян де Нул Украина» выиграл на тендере, предложив на 90 млн. грн. цену выше, чем его конкурент. При этом, когда тендер отменили и провели заново, цена опустилась на целых 400 миллионов гривен: на прошлогодних торгах «Ян де Нул Украина» запросила за свою работу почти миллиард гривен, а китайский подрядчик, выигравший повторный тендер весной 2017 года, согласился выполнить тот же самый объем работы за 586 миллионов.

Эту схему, как под копирку, видимо и срисовали «творцы янтарного дела» Поляков и Розенблат. Последний, как писали СМИ, свое содействие иностранной компании в получении лицензии на добычу янтаря и продвижение изменений в законодательство оценил не только в сотни тысяч долларов, но и в контроль за оффшорной компанией, половина которой по его настоянию была записана на родную сестру.

По-видимому, Фаермарк начал присматриваться к контролю добычи янтаря, по мере того, как наработанные годами портовые схемы начали рушиться под ударами Омеляна. Причем тендеры за государственные средства были далеко не единственными статьями его дохода. Как сообщали СМИ, ни один крупный инвестиционный проект в портовой сфере в 2015—2016 годах не обходился без участия Сергея Фаермарка. Тем не менее, в январе 2017 года министру Омеляну все же удалось добиться смены руководства АМПУ – портовую администрацию возглавил латыш Райвис Вецкаганс. В результате Фаермарк утратил административные рычаги, а с ними и большую часть «прибыли» от супердоходных тендеров.

Скорее всего именно в ответ за «смещение» Фаермака, верный соратник Максим Поляков подал несколько депутатских запросов в разные инстанции и даже «уличил» Вецкаганса в сотрудничестве с компанией-резидентом страны-агрессора. Эстафету подхватил и соратник Полякова народный депутат Виталий Куприй, который под эгидой «Депутатского контроля» этой весной организовал вояж черноморскими портами и после каждой встречи с портовиками грозил руководству отрасли громкими разоблачениям коррупционеров.

Но сейчас угроза разоблачения нависла и над самими «обличителями». Причастные к «янтарному делу» охранники «янтарного» депутата Розенблата пошли на сделку со следствием и уже отвечают на вопросы. Сотрудничает со следствием и задержанный Руденко, которого называли основным поставщиком «бизнес-идей» подследственным депутатам.

Примечательно, что когда Максим Поляков на всю страну рассказывал о непричастности к «янтарному делу», поддержать его к трибуне парламента вместе с другими «народофронтовцами» вышел и Сергей Фаермарк. Возможно, в надежде на то, что, когда в Раду внесут представление на снятие его депутатской неприкосновенности, фракция так же грудью встанет на защиту очередного своего члена. Основания для этого есть. Ведь если будет доказано, что Поляков и Куприй через посредничество секретаря «Депутатского контроля» Руденко получали от Фаермарка «гонорары» за публичную критику его конкурентов, то такая их деятельность может быть признана политической коррупцией сродни лоббированию за мзду «янтарных» законопроектов.

Да и расследование о коррупции в тендере в «Южном», которое проводило НАБУ в конце 2016 года, в любой момент может получить весьма неожиданное развитие. Ведь после обысков НАБУ в АМПУ и в офисе «Ян де Нул Украина» в отрасли началась цепная реакция – к правоохранителям стали обращаться и другие представители отрасли с заявлениями о вымогательстве денег со стороны отдельных народных депутатов.

Анастасия Зеленская, Национальное бюро расследований Украины

1 217 просмотров

Добавить комментарий