Президентские крадут уже миллиардами. Зачем #Кононенко литиевые месторождения? Расследование

Kononenko-Poroshenko1-500x319

 

Игорь Кононенко снова попал в коррупционный скандал. На этот раз журналисты обвиняют его в том, что фирма людей, приближенных к депутату, получила вне конкурса литиевое месторождение, которое может принести владельцу до 2,5 млрд долларов. Впрочем, выполнение пункта «пилите, Шура, они литиевые» может превратиться в политическое противостояние с тяжелыми последствиями.

Речь о Шевченковском месторождении, разрешение на разработку которого на 20 лет получила некая фирма «Петро-консалтинг», пишет  издание INSIDER. При этом сделала это, избежав конкурса благодаря процедуре «апробации». Компания якобы «переоценила» документы на открытое еще в 1982 году месторождение.

Как узнали журналисты программы «Наші гроші» формальными владельцами «Петро-Консалтинг» являются ресторатор из Львова — Олег Большаков и киевский скульптор — Николай Есипенко.

Но официальный телефон компании, указанный в реестре Минюста — также принадлежит компании «Чарівний маєток». Основателем этой фирмы является Тарас Игнащенко. Генеральный директор «Петро-Консалтинг» также подтвердил журналистам программы, что Тарас Игнащенко — один из руководителей компании.

Тарас Игнащенко — молодой непубличный бизнесмен, сын Владимира Игнащенко — советника министра энергетики Игоря Насалика.

Сам советник министра никогда не имел собственного бизнеса. Во времена Януковича был советником министра экологии Эдуарда Ставицкого и заместителем Николая Злочевского на этой же должности. А с 2016 он стал советником министра Насалыка.

Как и Насалыка, Игнащенко в Кабмине называют креатурой близкого друга президента Игоря Кононенко.

Журналисты узнали, что Игнащенко и Кононенко живут рядом. Также они зафиксировали их встречу в в аэропорту. И именно он фигурирует во многих схемах, которые связывают с серым кардиналом БПП.

В 2016 году Игнащенко курировал работу конкурсной комиссии по отбору компании, которая будет искать залежи сланцевого газа на Юзовской площади, которую передали нидерландской «Yuzgas BV», созданной за месяц до конкурса. Представитель инвестиционного фонда «Emerstone Energy SCSP» Ярослав Кинах так и не рассказал, каких именно иностранных инвесторов он представляет.

Эта фирма получила те же месторождения сланцевого газа, которые в 2012 хотело прибрать к рукам окружения Януковича. Хотя формально конкурс тогда выиграла Royal Dutch Shell. После начала войны в Донбассе Shell заявила о выходе из проекта.

В 2016 году единственным конкурентом «летучих голландцев» из «Yuzgas BV» была скандальноизвестная Burisma Николая Злочевского. Того самого злополучного министра экологии, который год назад «решил» все свои вопросы с украинской властью, что завершилось закрытием дел ГПУ и САП (последнее из-за того, что НАБУ якобы не получило надлежащих доказательств).

Еще два года назад журналисты заподозрили, что Злочевский на том конкурсе просто выступил прикрытием для того, чтобы его выиграла нужная компания.

А Игнащенко следил, чтобы все прошло гладко.

В 2016 году нардеп от «Самопомощи» Виктория Войцицкая указала на еще один общий интерес Игнащенко и Кононенко.

Оба лоббировали схему, по которой государственная компания УГВ должна была отдать свои перспективные месторождения в Договор о разделе продукции, по которому одна из сторон договора может отдавать государству ее долю не продукцией, а деньгами.

И вот теперь газовые месторождения сменили литиевые. Почему? Ответ, вероятно, следует искать в намерениях Министерства инфраструктуры запустить в Украине производство электрокаров.

При принятии бюджета на следующий год о подготовке соответствующей программы журналистам рассказала Нина Южанина.

Эту же идею подтвердил в интервью INSIDER и министр инфраструктуры Владимир Омелян.

«То, что мы планируем, это 15 лет развития рынка электрокаров в Украине, но это и производство», — сказал он тогда.

Сегодня большинство последних моделей электрических автомобилей, электрических мотоциклов, скутеров и электровелосипедов комплектуются литий-ионными аккумуляторами, поскольку данный тип батарей действительно способен обеспечить хорошие показатели производительности при сравнительно малом весе.

«Я хочу привести мировых гигантов в сфере производства литиевых батарей, пока эта технология еще пригодна и она используется. У нас на самом деле где-то 10-15 лет времени, чтобы использовать тот литий, который у нас есть, потом перейдут на графен или что-то другое — и на этом месторождении будут выпасать коров, как это сегодня происходит», — сказал тогда Омелян.

«Я хочу запустить полноценное производство запчастей для электрокаров и сами электрокары. В чем их преимущество и понял в свое время Китай: они не могли догнать по качеству машины с двигателем внутреннего сгорания — ни Mersedes, ни BMW — делали копии, похожие, но совершенно другие. И поэтому, когда Маск создал новую индустрию, они пошли в этот сектор», — добавил министр.

В министерстве готовы приступать к производству электрокаров уже сейчас. Но для этого, как говорят там, надо выполнить несколько пунктов:

1) Принять закон о содействии производству;

2) Найти инвестора с 1 миллиардом долларов в переработку той руды, которая есть на Шевченковском и еще двух месторождения в Украине;

3) Построить завод по изготовлению литиевых аккумуляторов — это еще 1 млрд. долларов.

В министерстве собираются вести переговоры с мировыми компаниями, которые готовы стать инвесторами. Без них, как говорит министр Омелян, «все наши месторождения — это пастбище для коров и сказки о мировом потенциале».

Сегодня в Раде зарегистрированы два законопроекта по рынку электрокаров — 8159 и 8160 — это изменения в налоговый и таможенный кодексы соответственно. Готовили их совместно с чиновниками, но подали как депутатские для ускорения процесса.

Первый проект авторства Нины Южаниной предусматривает изменения в Налоговый кодекс, которые до 31 декабря 2032 года освободят от налогообложения:

1) прибыль (доход) предприятий добывающей промышленности (класс 07.29 группа 07.2 раздел 07 КВЭД ДК 009: 2010), полученная от реализации лития собственной добычи;

2) прибыль (доход) предприятий электротехнической промышленности (класс 27.20 группа 27.2 раздел 27 КВЭД ДК 009: 2010), полученная от реализации литий-ионных (литий-полимерных) аккумуляторов собственного производства, предназначенных для транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), классифицируемых в подсубпозиции 8702 90 90 90, 8703 90 10 октября 8704 90 00 20 согласно УКТ ВЭД;

3) прибыль (доход) предприятий электротехнической промышленности (класс 27.90 группа 27.2 раздел 27 КВЭД ДК 009: 2010), полученная от реализации зарядных устройств собственного производства для литий-ионных (литий-полимерных) аккумуляторов, предназначенных для транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), классифицируемых в подсубпозиции 8702 90 90 90, 8703 90 10 октября 8704 90 00 20 согласно УКТ ВЭД;

4) прибыль (доход) предприятий автомобильной промышленности (класс 29.10 группа 29.1 раздел 29 КВЭД ДК 009: 2010), полученная от реализации транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), классифицируемых в подсубпозиции 8702 90 90 90, 8703 90 10 октября 8704 90 00 10 согласно УКТ ВЭД.

Поэтому близкие к президенту Игорь Кононенко и Олег Гладковский (прежняя фамилия Свинарчук) смогут неплохо вложиться в перспективную отрасль.

Впрочем, выполнение пункта «пилите, Шура, они литиевые» может превратиться в политическое противостояние с тяжелыми последствиями.

Премьер Владимир Гройсман поручил ГПУ проверить законность проведенного конкурса. Почему ГПУ, а не НАБУ, неизвестно. Но у серого кардинала президента после этого может снова появиться желание заменить строптивого премьера на другого. Год назад в этой роли Кононенко видел Омеляна. Вот только вряд ли Арсений Яценюк захочет замены несвоего премьера на своего министра.

 

 

Татьяна Николаенко, Национальное бюро расследований Украины

1 204 просмотров

Добавить комментарий