Новый закон о госзакупках учел интересы коррупционеров всех мастей

Процесс обеспечения государственных учреждений всем необходимым наконец урегулирован законодательно: принятый парламентом законопроект «Об осуществлении государственных закупок» отправлен на подпись Президенту. В отличие от закона, отмененного два года назад, нынешняя его версия, по словам разработчиков, учитывает лучшие мировые наработки в этой сфере и ликвидирует недочеты отечественного законодательства. Однако по словам правоведов, свежий закон не только сохраняет для чиновников многие старые лазейки, но и открывает им новые способы «полезного» освоения бюджетных средств.

Ненужное зачеркнуть

Предыдущий Закон «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» был отменен парламентом в марте 2008 г., чтобы пресечь коррупцию в этой сфере. Одновременно правительству было дано поручение в течение месяца разработать и подать в Верховную Раду новую редакцию госзакупочного закона. И уже в мае депутаты утвердили его в первом чтении. Однако окончательную версию документа народные избранники приняли только сейчас. Процесс работы над ним стопорился из-за возникающих между депутатами противоречий: ежегодный объем рынка госзакупок оценивается в 30-50 млрд грн., к освоению которых многочисленные лоббисты желали привлечь и своих подопечных. Поэтому новый закон — дитя многочисленных компромиссов.

Как и действующее сейчас постановление Кабмина о правилах проведения госзакупок, принятый закон обязывает проводить тендеры при расходовании бюджетных средств на покупку товаров и услуг стоимостью от 100 тыс. грн. и выше, работ — от 300 тыс. грн. Но, чтобы пресечь коррупционные схемы освоения бюджетных средств, депутаты существенно сократили перечень товаров и услуг, закупка которых может осуществляться вне конкурса. Из него изъяты государственные награды, документы об образовании государственного образца, закупаемая библиотеками книжная продукция, услуги банков по приему коммунальных платежей и обслуживанию текущих счетов, админуслуги, протезно-ортопедические изделия, предметы искусства для наполнения Государственного музейного фонда, авиаперевозки государственных официальных делегаций, юридические услуги по защите интересов страны в иностранных судах, продукция для проведения официальных приемов, обеспечение сборных команд Украины, а также мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения аварийных служб. Кроме того, закон предписывает проводить тендеры при отборе поставщиков товаров и услуг для организации и проведения выборов. Впрочем, оборотистые распорядители бюджетных средств вполне могут избежать конкурсов при расходовании денег казны и в упомянутых случаях, дробя закупаемые товарные партии таким образом, чтобы их стоимость не превышала оговоренных в законе 100 тыс. грн.

Коррупционные же схемы закупок товаров и услуг из «бестендерного» перечня вскоре могут быть окончательно отточены. Новый госзакупочный закон обязывает законодательно закрепить процедуру таких закупок в отдельных законах, на чем отдельно настаивал Всемирный банк. Однако отечественные реалии могут сыграть злую шутку с этими замечаниями иностранных консультантов. Ведь «особые законы» будут проходить через профильный комитет ВР и голосоваться в парламенте. Это позволит компаниям, подпадающим под условия «бестендерных поставок», пролоббировать для себя дополнительные бонусы в виде, к примеру, прописанных под конкретную структуру квалификационных требований.

Механизм закупки товаров, работ и услуг за счет кредитов и займов от международных финансовых учреждений, согласно закону, должен быть утвержден правительством. «Но если учесть, что закон не содержит определения международного финансового учреждения, то теоретически особый порядок Кабмина можно будет применить к закупке услуг любого иностранного банка или финучреждения, имеющего подразделения в нескольких странах», — уточняет партнер юридической фирмы «Саенко Харенко» Назар Чернявский.

Расточительные закупки

Одной из главных новаций госзакупочного закона является восстановление права нерезидентов принимать участие в тендерах на равных с отечественными компаниями. Введение для иностранцев запрета обеспечивать бюджетные организации мотивировалось желанием поддержать украинских производителей в период кризиса. Однако это решение вызвало многочисленные нарекания международных организаций. К тому же, как рассказывали «ДС» сами заказчики, искусственное ограничение круга поставщиков привело к увеличению расходов на закупки, поскольку иностранцы зачастую предлагали товар дешевле, нежели украинские производители.

Впрочем, законодателей, очевидно, не очень беспокоили вопросы экономии бюджетных средств. Скажем, новый закон не оговаривает возможности проведения редукционов (торгов на понижение стоимости закупок), до сих пор позволявшие уменьшить расходы казны при закупке таких товаров, как уголь или цемент. Зато законотворцы открыли чиновникам новую возможность «полезного» освоения казенных денег, практически сняв ограничения по закупкам у одного участника. В соответствии с документом они смогут проводиться заказчиком в случае возникновения «срочной необходимости в товарах, работах или услугах». «Под этот пункт, да еще и в условиях кризиса, теоретически могут подводиться закупки каких угодно товаров, работ или услуг. Предыдущий опыт показывает, что необходимость получать на это специальное разрешение Минэкономики (уполномоченного органа в сфере госзакупок) не являлось сдерживающим фактором», — говорит г-н Чернявский. Просто за получение такого разрешения министерским чиновникам приходилось отстегивать 5% от суммы закупки. Значительный потенциал для всевозможных манипуляций открывает и присутствующая в законе норма о возможности для заказчика исправлять арифметические ошибки в заявках, поданных участниками тендера.

Жаловаться бесполезно

Единственной надеждой на восстановление справедливости для проигравшей компании может стать обжалование действий заказчика или результатов тендера. Для этого закон предусматривает создание независимого органа по рассмотрению госзакупочных претензий. В его состав войдут представители власти: по одному от Секретариата Президента, СНБО, Минэкономики, Минюста, Госкомпредпринимательства, АМКУ и Госкомстата. Кандидатуры еще семерых представителей органа обжалования по рекомендации Минэкономики должны утвердить два комитета Верховной Рады: финансово-банковский, находящийся ныне под руководством Николая Азарова, и экономический, возглавляемый Александром Ткаченко (бывший почетный президент Тендерной палаты, из-за коррупционной деятельности которой в свое время отменили старый госзакупочный закон). К слову, одной из причин отказа «регионалов» поддержать новый закон о госзакупках в ноябре прошлого года было именно то, что правом утверждать рекомендуемые Минэкономики кандидатуры в орган обжалования наделялся только экономический комитет ВР.

Назначать своих людей в орган обжалования депутатам позволят весьма размытые требования к кандидатам, прописанные в новом законе. «Согласно документу претендент должен иметь опыт работы на ведущих должностях не менее трех лет. О каких ведущих должностях идет речь — непонятно. А также двухлетний опыт практической деятельности в сфере государственных закупок. Что имеется в виду — тоже остается загадкой. Неясен вопрос и со статусом органа обжалования: он создается при Минэкономики, уполномоченном курировать сферу госзакупок, но будет ли он являться юридическим лицом или органом власти — также неизвестно. Соответственно, остается загадкой, в какой суд можно будет обратиться с иском на действия органа обжалования», — поясняет «ДС» партнер ЮФ «Тарасов и партнеры» Андрей Тарасов.

В целом же новый закон сохраняет статус-кво в госзакупочной сфере: бюджетные средства по-прежнему смогут осваивать лишь приближенные к чиновникам структуры. «Документ не дает возможности обжаловать многие процедурные моменты, в частности неправомерные положения тендерной документации или устанавливаемые для участников торгов квалификационные условия. В него также перекочевала норма, что даже при наличии других существенных критериев отбора поставщиков, во время раскрытия тендерных предложений оглашается только цена. Все это позволит коррупционерам и дальше осваивать бюджетные средства с пользой для себя», — прогнозирует Андрей Тарасов.

Елена Демина, Деловая столица

1 087 просмотров

Добавить комментарий