Глава Гослекслужбы Михаил Пасечник запустил «крокодил». Расследование
Госслужба по лекарственным средствам Украины, несмотря на все лозунги “об очищении власти”, цинично и неприкрыто покрывает “кодеиновую мафию”. Производство нового и самого опасного для здоровья и жизни наркотика на основе кодеина – “крокодил” – поставлено на поток за счет “черных” тендеров главной лекарственной службы страны. Дешевый в производстве наркотик, разлагающий заживо кости и внутренние органы зависимых, ежегодно уносит жизни десятки миллионов молодых людей в странах СНГ. Но, если на постсоветском пространстве с распространением “крокодила” начали решительно бороться на самом высоком уровне еще несколько назад, в Украине – все наоборот.
Страна, декларирующая движение в ЕС, на уровне госведомства “крышует” незаконные поставки кодеина. Общественные организации, активисты Майдана, Украинский координационный совет, требуют от руководства страны незамедлительной реакции, вплоть до вынесения вопроса об ответственности – Пасечника и Ко на рассмотрение СНБО. Гослекслужба превратилась в аппарат по “тихому” уничтожению украинцев в таких масштабах, о которых могут только мечтать террористы на Донбассе.
Проблемы коррупции в структурах МОЗ не раз поднимались в прессе. Во многих публикациях речь шла о том, кто и на чем наживается в сфере здравоохранения, в то время, когда тысячи украинцев, страдающих от серьезных заболеваний, оказались на грани смерти из-за срыва госзакупок .
После выхода этих публикаций, к нам обратились представители Майдана – люди, входящие в инициативную группу по реформированию МОЗ. Как оказалось, с приходом на ключевые руководящие должности в системе здравоохранения, в частности, после смены руководства Гослекслужбы – ничего не поменялось. В полномочия службы входит лицензирование фармацевтических компаний. Поэтому, построенная в предыдущие годы коррупционная система, не только не была разрушена, но и оказалась на вооружении у новых управленцев – непосредственно у главы Михаила Пасечника и его замов.
Представители таких общественных организаций, как “Украинский координационный совет”, “Общественный контроль”, движение “Эко-патриот” и “Ассоциация по защите прав пациентов”, – объявили Гослекслужбе войну. Люди, которые прошли Майдан, сегодня обвиняют это ведомство и лично Пасечника не просто в продолжении “черных схем”, а в прямом содействии “наркотическому геноциду” нации.
Именно Пасечник, не оглядываясь на высшее руководство страны, продолжает практику обложения “данью” работающих в Украине фармацевтических компаний. Несмотря на все заявления премьера Арсения Яценюка о том, что нечистоплотным чиновникам дадут по рукам, он поставил на свой личный “поток” противозаконное устранение конкурентов и фирм. Занимаясь рейдерством прямо на должности главы Гослекслужбы, он открыто лоббирует интересы “своих” компаний. Но самое страшное, что посредством службы он намерен легализацировать один из самых опасных наркотиков современности. Но – обо всем по порядку.
Кодеиновое ярмо для украинцев
В главы Гослекслужбы Михаил Пасечник – тогда еще президент Аптечной профессиональной ассоциации Украины, а по совместительству – совладелец аптечной сети “Фалби” (оказавшейся на грани банкротства) попал во многом благодаря Майдану. Когда после краха режима Януковича встал вопрос о том, кто возглавит Гослекслужбу, активисты Майдана поддержали предложенную кандидатуру Пасечника.
Как рассказал нам глава Украинского координационного совета Андрей Хома, никакой компрометирующей информации о Пасечнике активистам найти не удалось. Поэтому они решили поверить на слово людям, которые рекомендовали его как профессионала в сфере фармацевтики.
По словам Хомы, назначение Пасечника лоббировал на то время депутат и глава Союза промышленников и предпринимателей Украины Анатолий Кинах. Сам кандидат обещал кардинально реформировать систему здравоохранения, навести порядок на рынке и разрушить существующие коррупционные схемы. Кроме того, в пользу Пасечника в глазах майдановцев сыграл так же тот факт, что будущий глава Гослекслужбы демонстрировал непримиримую позицию в отношении необходимости ограничения продаж медпрепаратов, с помощью которых можно без особых проблем приготовить мощнейший наркотик – джеф. Или как его еще называют – “крокодил”.
Однако, после того, как 10 сентября 2014 года Кабмин под видом оптимизации объединил Гослекслужбу и Госслужбу по контролю за наркотиками в единую структуру, во главе которой оказался все тот же Пасечник, непримиримость в этом вопросе сменилась полным и безоговорочным одобрением.
Чуть больше недели назад под протекцией Пасечника на совещании в МОЗ было принято решение о том, что отныне кодеиносодержащие препараты в Украине можно свободно продавать в аптеках. Сторонники свободной продажи кодеиносодержащих препаратов (23 из 29 присутствующих на заседании представителей Общественного совета при МОЗ) в качестве аргументов приводили утверждение: если продолжать продавать их исключительно по рецептам – они могут вообще исчезнуть из украинских аптек. Такое мнение, в частности, высказала директор “Аптечной профессиональной ассоциации Украины” Оксана Гуленко. Именно эту организацию до назначения на должность главы Гослекслужбы возглавлял Пасечник.
Препараты, содержащие кодеин (а это могут быть даже, казалось бы, безобидные обезболивающие или лекарства от кашля) используются для приготовления “крокодила”. Из-за относительной дешевизны компонентов, используемых для приготовления этого наркотика, его еще называют “наркотиком для бедных”. По этой же причине “крокодил” уже занял второе место по распространенности после героина. А по разрушительной силе значительно превосходит его. Уже после 2 инъекций этот наркотик вызывает стойкое привыкание. Через 4 месяца употребления подсевшего на “крокодил” человека практически невозможно вылечить. Если средняя продолжительность жизни “героинщика” составляет около 7 лет после начала употребления наркотика, то наркоман, подсевший на “крокодил”, чаще всего умирает в течение года. Причем в страшных мучениях – он просто заживо разлагается. В последние месяцы жизни тела наркоманов, употребляющих “крокодил”, превращаются в сплошную язву, постепенно прекращают функционировать все внутренние органы.
Тем не менее, чиновники из МОЗ не побоялись выпустить этого “кодеинового джинна” из бутылки – фактически, вложив шприцы в руки тысячам молодых и глупых искателей ярких ощущений.
Смерть от “Интерхима”
Причины такого решения, которое, без сомнения, можно расценивать, как удар по национальной безопасности Украины, до неприличия банальны. Речь идет о больших деньгах. Когда активисты, входящие в инициативную группу по реформированию МОЗ, начали разбираться в том, кому и зачем понадобилось подсаживать на иглу молодых украинцев, всплыло имя одного из крупнейших игроков отечественного рынка фармацевтики – Петра Багрия. И название одного из входящих в его группу предприятий – одесского завода “Интерхим”.
В свое время, в декабре 2013 года, представители этого завода приходили к майдановцам за помощью. Жаловались на Гослекслужбу, в то время возглавляемую Алексеем Соловьевым, с подачи которого у 20 лет работающего на украинском рынке “Интерхима” отобрали право производить лекарства. “Они (представители “Интерхима”) рассказали нам о коррупционной схеме, заложниками которой стали. Соловьев и компания, как оказалось, обложили все фармкомпании данью. В общем, Семья собирала с фармарынка около 100 млн.долларов – эти данные мы получили уже позже, когда начали разбираться. А тогда, в декабре, представители “Интерхима” пришли к нам и говорят: ребята, помогите, нас наркомафия заставляет платить 200 тысяч долларов ежемесячно. Объем рынка препаратов этого завода составляет 250 млн.долларов. В декабре они платить отказались – и их лишили сертификата. Мы им поверили. Изучили документы – увидели, что они 20 лет работали, а тут им запретили”, – говорит Хома.
Случай с “Интерхимом” стал еще одним кирпичиком в стене обвинений против Соловьева и его подчиненных. Компания снова заработала уже в марте. А в мае активисты добились увольнения Соловьева, которого сменил Пасечник.
Каким же было удивление майдановцев, когда оказалось, что именно завод, которому они так старались помочь, является крупнейшим в Украине производителем кодеиновых препаратов, облюбованных наркоманами. И что именно в интересах этого предприятия был отменен учет и контроль за распостранением кодеиносодержащих лекарств.
Как рассказал Хома, “Интерхим” уже давно производит препарат кодтерпин – лекарство от кашля, которое используется для приготовления “крокодила”. В период с 2010 по 2013 год объемы реализации кодтерпина увеличились в три раза, до 14 миллионов упаковок в год. Это – официальные данные, озвученные в марте этого года теперь уже бывшим руководителем Госслужбы по контролю наркотических средств Владимиром Тимошенко. По самым скромным подсчетам, на этом “Интерхим” заработал не меньше 780 млн.грн. Не очень верящий в то, что вся страна резко начала кашлять, Тимошенко предложил ввести систему предметно-количественного учета кодеиносодержащих препаратов – но уже через месяц, с приходом Пасечника, эта работа была заблокирована. А позже в МОЗе и вовсе дали зеленый свет для торговли легальным наркотиком.
Косметическое обновление Гослекслужбы
Вскоре после победы Революции достоинства у активистов Майдана появилось ощущение, что их обманули. В той же Гослекслужбе смена погрязших в коррупции чиновников оказалась показушной. Ведь кроме главы службы поменяли только одного его зама. На должность своего первого заместителя Пасечник выбрал некую Елену Алексееву – вице-президента Ассоциации производителей лекарственных средств Украины (которую возглавляет Багрий). Остальные чиновники из Гослекслужбы, которые процветали при режиме Януковича, остались на насиженных местах. Среди них – и замглавы Гослекслужбы Андрей Захараш (обеспечивающий связи Гослекслужбы с высокопоставленными лицами в СБУ) и начальник Управления лицензирования, сертифицирования производства и контроля за соблюдением лицензионных условий Наталья Тахтаулова (без которой не решается ни один вопрос с лицензированием компаний).
Алексеева, Тахтаулова и Захараш, по данным, полученным Андреем Хомой от ряда фармацевтических компаний, непосредственно задействованы в сборе “оброка”, который по прежнему вынуждены платить желающие работать в Украине компании. Правда, если раньше они платили фиксированную сумму, то теперь стоимость “лояльности” Гослекслужбы регулируется исключительно аппетитами людей, наживающихся на здравоохранении.
А таких сейчас – немало: от самих исполнителей – до “смотрящего” за сферой здравоохранения Николая Мартыненко.
Эльдорадо для Багрия
С приходом “новой власти” начался также передел фармацевтического рынка. Если при Богатыревой и Соловьеве все условия были созданы для их компаний – то сейчас рынок монополизирует группа Багрия. Как следствие, компании этого фармацевтического магната получили возможность не только выигрывать тендеры МОЗ, но и устанавливать цены на лекарства в розничной торговле. Уже сейчас по сравнению с европейскими цены на лекарства в Украине завышены на 300-400%. И это при том, что законом позволена наценка не более 10% от цен производителя (или 20% – для препаратов, произведенных за рубежом).
Однако такие сверхприбыли можно получать только в случае существования монополии. Поэтому под прикрытием Гослекслужбы развернулась настоящая война в отношении зарубежных фармацевтических компаний, предлагающих качественные лекарства по доступным ценам.
К представителям Майдана обратилось несколько фармацевтических компаний, пострадавших от беспредела, творимого сегодня чиновниками Гослекслужбы. Показательной в этом отношении является ситуация с крупным индийским производителем – компанией “Вивимед Лабс Лтд”. Пока только представители этой компании согласились открыто рассказать о том, что на самом деле происходит сегодня на украинском фармрынке. Возможно, потому, что сегодня “Вивимед Лабс Лтд” всерьез задумывается о том, чтобы навсегда уйти из Украины.
История одной травли
Представительство завода “Вивимед Лабс Лтд” работает в Украине уже 17 лет. С введением еще во времена Януковича сертификации GMP, завод начал пытаться получить сертификат GMP для работы в Украине. Поскольку процедура инспектирования не прозрачная – компании “Вивимед Лабс Лтд” постоянно отказывали в выдаче GMP сертификата. При этом, ее завод в Индии представители украинской Гослекслужбы инспектировали 6 раз. А все расходы на проведение этих проверок – включая перелеты инспекционных комиссий и их проживание в отелях – компания обязана была взять на себя. Обошлась “скрупулезность” украинской стороны индийцам в 1 миллион гривен. И это еще без учета расходов на модернизацию производства.
Зачастую, заводы которые имеют сертификаты GMP европейских стран, США и стран PIC/S – для руководства Гослекслужбы – не указ.
Впрочем, незадолго до своего смещения с должности Соловьев сдался: “Вивимед Лабс Лтд” таки получила сертификат на участки, на которых производится препараты. 4 из них индийская компания тут же начала производить и поставлять на украинский рынок.
Однако цены и номенклатура продукции на продукцию “Вивимед Лабс Лтд” очень не понравились новым фармамонополистам и их ставленникам в Гослекслужбе. Ведь более дешевые и качественные индийские препараты не только ставили под угрозу получение сверхприбылей от реализации собственной продукции в буквальном смысле втридорога. Они также рано или поздно вызвали бы вопросы у рядовых граждан, с ужасом взирающих на непрерывно меняющиеся цифры на ценниках в аптеках – откуда берутся такие цены при максимально дозволенной наценке в 10%. И почему, к примеру, средство от кашля, произведенное в Индии, стоит 10 гривен, а аналогичное отечественного производства – почти 100.
Поэтому, когда представители завода “Вивимед Лабс Лтд” в июле обратились в Гослекслужбу в связи с расширением номенклатуры продаваемых в Украине препаратов – они получили отказ. На компанию посыпались бесконечные замечания. Интересно также, что все они касались лишь одного препарата из 15, “Кодарина” – как раз содержащих кодеин таблеток от кашля. Пасечник, как оказалось, уже через несколько месяцев, даже не видел всей картины: он был уверен, что в списке индийской компании значился только этот препарат, поскольку на всех совещаниях говорили только о нем”, – рассказал нам председатель ОО “Эко-патриот” Андрей Гаджаман.
В результате, индийской компании и вовсе приостановили действие сертификата GMP – поскольку 1 препарат, который “Вивимед Лабс Лтд” в законный способ планировала включить в перечень к сертификату и начать продавать в Украине, не прошел проверку тут, в Украине. В то же время, когда компания изготовила и везла партию препаратов в нашу страну (ведь чтобы кто-то что-то проверил – он должен как минимум подержать это в руках) – вся партия была арестована СБУ еще на таможне и помещена на склады одной из одесских фармкомпаний. Вслед за арестом товара на таможне, Гослекслужба неправомерно выдает временный запрет на реализацию всей партии продукции на основании того, что нет положительного сертификата качества, не взяв его даже на анализ.
“Сейчас приостановление действия сертификата основывается на пункте 6.4 Порядка сертификации, который говорит о том, что если госслужба выявляет факт производства лекарственного средства, не внесенного в список, то она автоматически должна приостановить или аннулировать действие сертификата GMP. Но с точки зрения GMP перед тем, как внести в список тот или иной препарат – его нужно произвести. То есть, автоматически эта норма включается. Производитель, начиная производство или возобновляя его после перерыва, должен произвести минимум три серии – для того, чтобы валидировать и проверить качество… И вот он выпускает, надеясь внести в перечень – его сразу же лишают сертификата. И я не знаю таких случаев, чтобы кому-то раньше по этой норме приостанавливали действие сертификата. На этом основании можно приостановить действие сертификата 99% фармкомпаний. Потому что это абсурд”, – возмущается представитель индийской компании Лев Литвиненко.
“Добрый и злой” Пасечник
Немногим раньше представители “Вивимед Лабс Лтд” обратились к представителям Майдана с просьбой узнать, в чем истинная причина затягивания процесса расширения списка, на который по закону должно уходить не больше 10 дней (ведь эти 15 препаратов уже были включены в лицензию, а их продажа в Украине откладывалась до создания маркетингового плана) – те отправились с письмом от “Вивимед Лабс Лтд” к Пасечнику. На неофициальной встрече глава Гослекслужбы заверил майдановцев, что никаких проблем с расширением списка у индийцев не будет – ведь их требования вполне законны. Однако на официальных встречах замечания продолжали сыпаться как из рога изобилия. “Когда Пасечник выходил из кабинета, где проходили такие встречи, его подчиненные признавались: поставлена задача “зарубить” эту компанию.
“Мы рассматриваем это как способ нас устранить, убрать с рынка. Я вижу явные такие действия, которые направлены именно на один препарат, который мешает. Мы подаем список из 15 препаратов – но кроме “Кодарина”, все остальные препараты Госслужбу не интересуют. Не интересует, где они производятся, как и почему. Есть вопрос по одному, конкретный, и каждый раз замечаний все больше. И это принципиальная позиция”, – говорит Литвиненко.
Сейчас “Вивимед Лабс Лтд”, компания с мировым именем, находится всего в шаге от решения уйти с украинского рынка. Ведь такого откровенного издевательства, с которым столкнулись в нашей стране, они не видели больше нигде. Особенно после того, как владельцу компании глава Гослекслужбы передал “сообщение” от своего покровителя Багрия. Суть послания следующая: “Не прекратите жаловаться – пострадают все индийские компании, работающие в Украине”. Поэтому Пасечник и его покровители могут поставить себе еще один “плюсик” к карме: выдворение компании, в течение 17 лет инвестировавшей деньги в нашу страну. В условиях, когда из-за войны на востоке из Украины уже ушли миллиарды долларов инвестиций, а взамен не зашло ни одного доллара, это большое “достижение”.
К слову, запугиванием и угрозами в адрес индийской компании новые хозяева фармрынка не ограничились. Об угрозах в свой адрес говорят и майдановцы. Однако они настроены решительно. Если Пасечник умышленно или нет сломать существующие коррупционные схемы не сумел, воспрепятствовать легализации “крокодила” – не смог или не захотел – значит, он должен уйти. Впрочем, увольнение Пасечника не является для майдановцев самоцелью. Кроме этого, они требуют проведения полной инвентаризации имущества Гослекслужбы, переаттестации всего кадрового состава и проведения уже подготовленных реформ.
Пока добиваться этого представители Майдана планируют законными путями. Они отправляют запросы и обращения в ГПУ, Администрацию президента, в Кабмин, МВД, СБУ, Минздрав и даже в МИД – поскольку действия руководства Гослекслужбы вредят, в том числе, и международному имиджу Украины. Если же от них снова попытаются отделаться отписками или косметически-“постановочными” люстрациями – они готовы перейти к более радикальным мерам.
“Мы будем обращаться в суды, требовать рассмотрения вопроса на заседании СНБО. Мы готовы, если ничего не поможет, просто сжечь здание на проспекте Победы, 120 (там находится Гослекслужба). Матери, похоронившие своих детей, умерших от приема легализированного сейчас “крокодила”, готовы сделать это прямо сейчас”, – говорит Гаджиман.
Учитывая уровень нарастающего среди людей недовольства оголтелым разворовыванием и без того доведенной до грани страны, в том, что они это действительно сделают, сомневаться не приходится.
Катерина Гук, Национальное бюро расследований Украины
1 594 просмотров
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.