Адвокатская «шняга». «Чернявский и партнеры» — пособники «рейдерства»

Chernyavskyi-Dmitro-pasport1

 

Шняга — сравнительно новый термин у практикующих украинских юристов. Шняга с юридического новояза — синоним слов решалово и заказняк , которыми столь богаты современное судопроизводство и адвокатская практика в нашей стране. Если у кого-то отобрали завод где-то в Херсоне по решению районного суда из Закарпатья — это типичная шняга, подразумевающая подкуп судьи в угоду чьим-то интересам.

Украина криминальная расскажет о наиболее ярких виртуозах шняги , подрывающих основы судопроизводства и социальную стабильность в Украине.

Каких — то 7 — 8 лет назад почти никто не знал скромного молодого юриста из Донецка по фамилии Чернявский. Сегодня жертвы Дмитрия негодуют, лишь услышав его фамилию.

Справка УК : Чернявский Дмитрий Леонидович родился в 1971 году в Украине. Имеет два высших образования: экономическое (Донецкий государственный университет) и юридическое (Киевский государственный университет). Первые собственные проекты в области доверительного управления совпали по времени с работой в лондонском отделении транснациональной компании Associated First Capital Incorporation. В дальнейшем специализация на доверительном управлении стала для него основной. Во время зарубежного периода биографии получил степень MBA. В 2004 году принял решение, что капиталам пора работать в России и возглавил инвестиционную компанию Аврора-Капитал. Автор ряда статей и публикаций на тему доверительного управления. Незамысловатое хобби: горные лыжи, сафари, дайвинг, нравится просто ходить по тайге . Цитата: Среди моих ориентиров не только размер прибылей, но и такие нематериальные активы , как авторитет и репутация . …

Отслужив в Советской армии и закончив в Донецкий университет, Дмитрий Чернявский пошел, казалось бы, обычным для донецких путем — взял курс на Киев. Особых стартовых ресурсов у него не было. Но были непомерные амбиции. Еще учась юриспруденции, Чернявский резко пошел вверх. К концу 90-х в центре Киева, на улице Шота Руставели, 24, открывается офис консалтинговой компании «Чернявский и партнеры». Чем занимаются партнеры — известно лишь узкому кругу столичных юристов-хозяйственников. Да немногочисленным корпоративным клиентам этой конторы, привыкшим прибегать к услугам юристов с сомнительной репутацией, не брезгующих ничем при достижении целей. Свет на этот период своей карьеры косвенно проливает сам Дмитрий. В архиве еженедельника Зеркало недели сохранились его глубокомысленные аналитические статьи на экономическую тематику. Когда же наступит налоговый рай? Или каков национальный интерес в крестовом походе на оффшоры? — вопрошал Чернявский, очевидно, донося через прессу свои месседжи власть имущим. Деньги не имеют гражданства. Привлекая российский капитал к приватизации стратегических предприятий, мы не требуем от них, чтобы капитал входил в Украину именно из РФ. Нам все равно: пусть с Кипра, Мадейры, острова Мэн — лишь бы деньги . (Дмитрий Чернявский, Зеркало Недели, 11 — 17 марта 2000 года).

Очевидно, Д.Чернявский был услышан и правильно понят потенциальными клиентами. Российский сайт Компромат.ру в конце 2004 года, комментируя внезапное появление Д. Чернявского в Москве, сделал выводы: Особой специализацией Чернявского с середины 90-х были оффшорные операции, иными словами — вывод принадлежавших украинским чиновникам и олигархам финансовых средств за рубеж. По имеющимся сведениям, в 90-х годах из Украины было выведено за рубеж около 5 млрд долларов, причем роль Чернявского в этом процессе была отнюдь не последней. Наверное, не стоит объяснять, почему и наблюдатели, и участники событий о ней скромно умалчивают.

Между тем, в отличие от большинства своих коллег, Чернявский сумел ни разу не засветиться при проведении сделок. Собственно, он не обратил на себя публичного внимания вообще. Более того, наш технократ сумел сколотить себе репутацию эксперта по доверительному управлению капиталами и слияниям-поглощениям. Но на самом деле в его биографии есть много нюансов, слишком неожиданных для обычного финансиста.

В 1998 году перед предприимчивым донецким юристом распахнулись двери обычно крайне консервативного и негостеприимного для иностранцев лондонского отделения инвестиционного банка Associated First Capital Incorporation. За два года работы в Англии наш герой получил глубокое представление об особенностях британской банковской системы (специализацией тихушника Чернявского стало доверительное управление). И вот уже в 2000 году он открывает собственную компанию, готовую представлять интересы крупного капитала на европейских фондовых рынках. Параллельно Чернявский продолжает свой бизнес в Украине, но уже менее масштабно — тема сокрытия отмытых на оффшорах капиталов давно уже пройдена.

Что из себя представляет этот бизнес? Об этом красноречиво говорит случай из практики компании Чернявский и партнеры за 2001-й год в изложении одного из ее руководителей (цитируется по Галицким контрактам ): Работники подразделения борьбы с организованной преступностью без каких-либо оснований и документов на проверку якобы в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий изъяли на предприятии Х всю бухгалтерскую документацию за три последних года (ее насобиралось шесть коробок) без описи изъятого. Склад готовой продукции был опечатан. Уже через пять минут после отъезда милиционеров на предприятии был адвокат с фирмы Чернявский, Лосев и Партнеры (вызвать его раньше работники Х не смогли, поскольку во время изъятия им не давали подойти к телефону). Еще через час на столе у прокурора района лежала жалоба на неправомерные действия милиционеров. На следующий день в Х приехали уже знакомые милиционеры — со всеми изъятыми документами и извинениями. Посоветовавшись с руководством Х, адвокат решил считать инцидент исчерпанным и не настаивать на наказании милиционеров. Таким образом была достигнута главная цель — уже больше года предприятие Х вообще не беспокоят контролирующие органы.

Настоящий образчик самопиара уездного масштаба. Но вопросы остаются: чьи это знакомые милиционеры вернули фирме документы и на каких основаниях? И почему виновные в нарушении законности сотрудники милиции милостиво прощаются бизнесменами? Почему должно оставаться безнаказанным должностное преступление со стороны милиционеров? По сути, даже в этом интервью компания Чернявский и партнеры сама подверждает: мы занимаемся чистым решаловом, привлекая для этих противозаконных целей знакомых сотрудников милиции.

В 2004 году Чернявский вдруг покидает и Украину, и Британию. В аккурат после оранжевой революции он вновь возвращается в Россию. Теперь его офис — в центре Москвы. А собственный капитал исчисляется суммой якобы в несколько сотен миллионов долларов — если верить его немногочисленным интервью российским деловым изданиям, носящим явно заказной характер со стороны нашего героя. Сам Чернявский верен себе: остается крайне непубличным человеком. Возможно, именно последнее обстоятельство порождает миф о некоей загадочности и беспощадности этого теперь уже финансиста, который может съесть кого угодно в борьбе за преумножение собственного капитала. Впрочем, в современной России подобный имидж вряд ли кого напугает: своих финансовых акул и бэби — олигархов предостаточно.

Блефовать на публике Чернявский, похоже, любит. Явно для близира он создает инвестиционную компанию Аврора-капитал, которая даже имитировала попытку потягаться силами в борьбе за перепродажу Криворожстали. Очень характерный эпизод — несмотря на свой афишируемый капитал то ли в $ 150, то ли $ 200 миллионов, Чернявский все же выглядел моськой в сравнении с Миттал стилом. Заявка Авроры Д.Чернявского была явным блефом. Однако Чернявский знал, что ничем не рискует, повышая и повышая ставки в битве за сталелитейный гигант. И блеф возымел действие — о Чернявском вдруг заговорили, как о жестком, серьезном противнике с мощной крышей неизвестного происхождения. Деньги — ничто, имидж — все ... Несловоохотливый и непубличный Чернявский даже дает очередное интервью: мол, заработать миллион, то ли миллиард — это как два пальца об асфальт …

И в самом деле. Пользуясь имиджем владельца тайного и страшного оружия, Чернявский быстро входит в контакт с мэром Москвы Юрием Лужковым. Как и в Украине, в белокаменной Чернявский предстает в образе украинского Леонтьева. Выступает на семинарах. Показывает себя крупным специалистом в области противостояния рейдерству, которое в ту пору в России только набирало оборот. Интересна тема отдельных его публичных выступлений: Чернявский говорит о серьезной перепланировке города. Как на месте старых промзон строить высокоприбыльные дома и бизнес-центры… Вот тут-то, наверное, и засветились амбиции финансиста. Инвестиционная компания, сотни миллионов или миллиарды обещаемых инвестиций — на самом деле могут стать лишь ширмой для нецивилизованной, грязной деятельности, какой и есть рейдерство. То есть действия по силовому и незаконному отъему чужой собственности. Чтобы построить на месте промзоны дома, ее нужно или переместить, или купить. В любом случае — затратно. Чернявский в Москве исполняет это втридешево, и — на грани фола. Владельцы мелких (или бедных) предприятий Москвы, обладающие хоть сколько-нибудь стоящей недвижимостью, трепещут от одного только имени страшного украинского парня — Чернявского. И стремительно капитулируют под натиском лихих рейдерских атак. Территории освобождаются, дома строятся, Чернявскому достаются проценты от удачно спланированных и проведенных спецопераций. Сверхдоходно, конечно, но уровень-то явно мелковат — в сравнении с той же Криворожсталью!

Вскоре интерес к украинскому парню в Мосвке поубавился: с рейдерами в России стали бороться даже власти. Ей не нужны были дестабилизация рынков и социальные потрясения, да и международных инвесторов кавалерийские атаки по отъему чужой собственности отпугивали. Авансов Компромат.ру — мол, Чернявский — финансист нового поколения; не член, не нефтегазовик, даже не электрик — Чернявский не оправдал. Ничего выдающегося. Ожидаемых тайных крыш у Чернявского не оказалось — так, блеф заезжего партизана. И тогда Дмитрий решил во второй раз двинуться на Киев. В Украину, где еще не сформированы правила игры на инвестиционных рынках, рейдерство — процветает, бизнес стремительно капитализируется. Да и политический момент — подходящий: в стране — разброд и шатание на грани безвластия, чиновники — тотально коррумпированы, а правоохранительные органы — деморализованы. Донецких опять боятся и уважают: корни могут пригодиться. Можно попытаться примкнуть к рядам победителей или прикрыться ими. Благо, слухи из России в Украину не так быстро доходят: тут фамилия Чернявский все еще окутана таиной.

Уже в апреле нынешнего года о Дмитрии Чернявском снова вспомнили на родине. Объект своих притязаний Дмитрий, правда, выбрал без былого размаха. И без самопиара. Им оказался броварской краностроительный завод Стрела, в 20 километрах от Киева. Несколько гектаров земли под заводиком — тоже деньги (времена Криворожстали стремительно минули!).

Суть конфликта. Миноритарные акционеры предприятия, представляющие интересы, скорее всего, российских предпринимателей, со скандалом отстранили от выполнения обязанностей председателя правления ОАО Анатолия Ющука, владеющего контрольным пакетом (44%) акций броварских краностроителей. Г-на Ющука отстранили от должности судебные исполнители на основании решения… далекого Городецкого районного суда Львовской области по иску держателя одной (!) акции завода. Топ-менеджер одной из крупнейших в Киеве инвестиционных компаний, знакомый с нюансами конфликта в Броварах, утверждает, что миноритарии действуют под руководством украинско-российского бизнесмена Дмитрия Чернявского. Он, мол, представляет интересы близкого к краностроению челябинского завода, собственники которого давно, но безуспешно вели переговоры о покупке броварской Стрелы.

Причиной попытки недружественного поглощения завода стало желание россиян получить контроль над заводом, являющимся одним из трех производителей автомобильных кранов в Украине.

Справка НБРУ: фирма Стрела специализируется на изготовлении автомобильных кранов грузоподъемностью от 16 до 25 тонн на базе шасси КамАЗ , КрАЗ и Т-62. Успешность предприятия продиктована также близким расположением к столице, где наблюдается строительный бум, в результате чего заказы на продукцию Стрелы постоянно растут. Стрела способна выпускать до 300 единиц высоколиквидной и дорогостоящей продукции ежегодно.

Не исключено, что предпринимателей, желающих получить контроль над Стрелой, привлекает и его земельный участок под Киевом площадью в 11 гектаров. Строительный бум охватил и Бровары — город-спутник Киева. Эти гектары — миллионное (в долларовом исчислении) состояние. Схема рейдерства у Чернявского доведена до автоматизма: убедить заносом (юристы и бизнесмены прекрасно знают, что означает этот термин) периферийный суд (тот же Городецкий районный во Львовской области). Который и вынесет решение, что владелец завода — уже не его хозяин (истинный владелец предприятия при этом и ведать не ведает о дате заседания суда, как и о самом иске). Затем — собрать команду штурмовиков, которые нападут на завод и захватят его (а также печать и бухгалтерскую документацию предприятия). Дальше остается подкупить местных правоохранителей, чтобы не вмешивались в происходящее (чисто хозяйственный спор двух субъектов!). Забаррикадироваться и ждать, пока изгнанные хозяева испугаются великого и страшного, то есть Чернявского, и уберутся подобру — поздорову. В лучшем случае, согласившись на мизерную компенсацию …

Похоже, Чернявский за время своего отсутствия в Украине слишком высокомерно стал к ней относиться. Как к захудалой провинции, в которую вынужден на время — от безысходности — эмигрировать . Иначе вряд ли бы он пошел на такие абсолютно бредовые вещи, как использование детей для пиара своего последнего рейдерства. В своем высокомерии Чернявский дошел до того, что стал заказывать в СМИ публикации, где себя называет защитником краностроительного производства в Украине. А истинного собственника завода, который, в общем-то, и создал это производство, называет рейдером ! Такой себе Робин Гуд — из чистого сострадания к краностроительству в Украине отобрал собственность у директора, выгнал на улицу 300 рабочих предприятия, и при этом прикрывается то ли студентами, то ли ПТУшниками, привезенными из Киева, вытянутыми из общежитий на митинг.

Пока же бойцы, нанятые тайным и страшным хозяином, забаррикадировались на заводе и никого туда не пускают — даже рабочих, даже милицию и судоисполнителей, не говоря уже о восстановленном судом в правах директора-собственника. Затея выгорит — и Чернявский снова на коне и при деньгах… Не выгорит — придется применять рейдерские схемы и криминальные таланты на уровне захвата каких-нибудь мелких фермерских хозяйств и ЖЕКов… Харчиться-то надо. Времена Криворожстали для чернявских стремительно уходят в прошлое. Но куда деть амбиции?

Цитата от нашего героя: — Как бы вы сформулировали свою программу на ближайшее время? — За два-три года войти в первую десятку российских инвестиционных компаний. На Авроре компетентная, честолюбивая и динамичная команда. Наш крейсер, фигурально говоря, отлично оснащен и вооружен для дальнего похода. А в ближайшие 10 лет я планирую подойти к цифре личного состояния в 1 миллиард долларов .

 

 

Виктор Ярощук, Национальное бюро расследований Украины

1 099 просмотров

Добавить комментарий