Коррупция в Раде. Инструкция по применению
Расследование принятия Верховной Радой пресловутого закона 0924 о едином социальном взносе привело к мысли, что через ВР можно провести любой закон. Даже о продаже ГТС за десять копеек.
— Произошло что-то, что можно охарактеризовать как служебный подлог. Осталось только выяснить, чей это подлог, поскольку это уголовное преступление, — так нардеп Ксения Ляпина (НУНС) в интервью «proUA» охарактеризовала ситуацию с принятием закона 0924.
В более отвратительную историю украинский парламент вляпаться не мог. Речь идет о принятии Верховной Радой закона, которого депутаты не видели в глаза, но, тем не менее, разрешили схему выкачки денег из всех(!) предприятий страны в пользу отдельных граждан.
Изучение дела привело к грустному выводу: при желании через Раду можно провести любое решение. При этом риск уголовного дела за подлог и фальсификацию невелик. Нардепы сделают все, чтобы спрятать концы в воду.
Предыстория
В Украине уже давно пытались изменить систему подачи отчетности в Пенсионный и различные фонды социального страхования, ГНАУ и Госкомстат. По сути, свести разные налоги в один, что упростило бы жизнь всему бизнесу за счет уменьшения документооборота. Для этого еще в 2007 году Кабмин Януковича внес в Верховную Раду законопроект 0924.
Неизвестно сколько бы еще он пылился в закромах парламента, пока не понадобился отдельным гражданам для уникальной аферы: созданию посреднической структуры между бизнесом и властью для сбора денег со всех предприятий страны за сдачу всех возможных видов отчетности.
Действующие лица
Василий Хара (Партия регионов) – глава профильного в деле 0924 комитета ВР по вопросам социальной политике и труда.
Михаил Папиев (Партия регионов) – глава подкомитета по вопросам государственного соцстраха в комитете Хары, руководитель рабочей группы по подготовке проекта 0924.
Массовка из рабочей группы – нардепы Шкиль, Власенко (оба БЮТ), Вязивский, Марущенко (оба НУНС), Дейч (ПР), Баранов (БЛ).
Александр Лавринович (ПР) – первый вице-спикер Рады.
Завязка
На основании собранных документов и свидетельских показаний «proUA» провел реконструкцию событий, приведших к голосованию 409 депутатов 15 января за скандальный закон.
В конце 2008 года рабочая группа приняла решение о том, что все поправки в закон будут подписаны всеми членами группы, дабы не политизировать процесс. Затем вся группа подписала сравнительную таблицу: сравнение измененной и первоначальной версии законопроекта, к тому времени уже принятого в первом чтении. Далее документ отправили в главное юридическое управление ВР для обязательного анализа (поиск нестыковок с другими законами и «блох» в самом тексте законопроекта).
29 декабря глава управления Теплюк сообщил комитету Хары о ряде претензий к законопроекту и возвратил его на доработку. Это означает, что текст следует переделать и вновь отправить на экспертизу в тоже самое юруправление, а также научно-экспертное управление ВР.
Однако эта обязательная процедура перед внесением всех законопроектов на голосование была нарушена. Согласно свидетельским показаниям Литвина (о них ниже) не было не только согласования управлений окончательного текста. Но произошло и другое отклонение от нормы.
Согласно стенограммы заседаний ВР, 15 января в 10.15 утра Литвин лично отказал Папиеву в устной просьбе включить этот проект в повестку «с голоса».
Предлог: просьба Хары о переносе голосования из-за обилия поправок и необходимости новых согласований, отсутствие окончательных виз из научного и юридического управлений. А самое главное: отсутствие у депутатов окончательной сравнительной таблицы.
Это означает, что Папиев предложил включить в повестку законопроект, которого в Раде просто никто не видел и не понимал, за что Папиев предлагает голосовать.
Вечером расклад изменился. Сначала к зданию Рады подъехала машина, из которой Папиев лично носил тяжелые коробки из-под ксероксной бумаги. У источников «proUA» есть основания считать, что в них лежали 450 экземпляров законопроекта, таки розданного депутатам.
Литвин после обеда ушел из Рады, заседание вел Лавринович. В 16.43 он заявил, что руководители фракций и представители Кабмина просят проголосовать этот закон именно этим же вечером. «Регионалы» и бютовцы тут же проголосовали за включение проекта в повестку дня. В 17.53 Папиев вышел на трибуну доложить, что практически все 174 поправки учтены и спустя десять минут закон принят силами 409 депутатов из всех фракций. Еще через десять минут депутаты разошлись по домам.
Кульминация
Идиллию разрушили «регионалка» Елена Лукаш и бютовец Сергей Терехин. Спустя несколько дней после голосования они все-таки прочитали бумажный талмуд из двухсот страниц, коим являлась сравнительная таблица 0924. И первыми подняли шум.
В своих письмах (фото документа – здесь) руководству Рады, Кабмина, Секретариату президента они выложили всю подноготную принятого закона: создание Методологической комиссии как неподконтрольной никому частной лавочки, которая получит возможность контролировать потоки всей бухгалтерской и «другой» отчетности в стране.
Авторы новшества рассчитывали, что Литвин просто подпишет закон и отправит его на подпись президенту. А в Секретариате тихонько воспользуются его факсимиле. Для этого им даже удалось добиться того, чтобы текст законопроекта до голосования не увидел никто. Основную массу депутатов в зале успокоил с трибуны Папиев. Мол, все поправки учтены на рабочей группе, подписались представители всех фракций. Поэтому — просьба голосовать.
Однако письма Лукаш и Терехина стали толчком к ломке плана. Хоть на сайте ВР итоговой версии текста по-прежнему нет, журналистам «слили» текст поправок. После этого стало уже невозможно делать вид, что «схемы» нет.
От журналиста «proUA» один из авторов поправок Владимир Вязивский узнал, под чем же он на самом деле подписался. После этого он заседании комитета Хары потребовал принять обращение к президенту с просьбой наложить вето. Но не это главное.
Согласно показаниям Вязивского, он действительно подписывался под сравнительной таблицей. Однако по его словам, их было всего около 130. А в Раду внесли уже 174. И именно в этих новых поправках была «зарыта» Методологическая комиссия (фото документа).
— Я так понимаю, что Папиев меня подставил, — заявил Вязивский «proUA». — Потому что мы договорились о следующем. Чтобы не было политической окраски, мы договорились: все согласованные на комитете поправки подаем от группы депутатов. Я подписываюсь под поправкой Папиева, он под моей, чтобы представители всех фракций были под поправками. Но ряд поправок не рассматривался во втором чтении на комитете, и были сфальсифицировано внесены в обход секретариата Верховной Рады в сессионный зал.
Также с удивлением встретил сообщение «proUA» о сути поправок Андрей Шкиль. Поспешил отказаться от своего авторства и литвиновец Валерий Баранов.
В итоге и Вязивский, и его коллега по фракции НУНС Ксения Ляпина уверены, что розданные таблицы печатались где угодно, но только не там, где положено. То есть вне стен Рады.
— Депутаты начали выяснять, где и как готовилась таблица. И получили ответ от [руководителя аппарата ВР Валентина] Зайчука, что ее не было в Верховной Раде, не готовилась она в Раде, а была привнесена извне. Осталось только выяснить, чей это подлог, поскольку это уголовное преступление. Такого, чтобы табличка привносилась извне, в Раде еще не было. Если провести расследование до конца, может быть, мы будем хоть на какое-то время застрахованы от подобных вещей, — заявила Ляпина «proUA».
Вязивский считает, что подлинные инициаторы схемы это те представители из БЮТ, ПР и КПУ, «которые любят на каких-то общественных организациях зарабатывать — ранее на тендерах, а теперь на едином социальном взносе».
Подозрение об истинных инициаторах схемы привело к большому, но закрытому от общественности конфликту в Партии регионов. Напомним, в 2007 году Борис Колесников заставил целую Раису Богатыреву отречься от сотрудничества с пресловутой Тендерной палатой. А Людмилу Кириченко, продолжавшую контакты с «тендерщиками», на досрочных выборах задвинул аж за 400-е место в списке ПР.
В этот раз, узнав о результатах работы тандема Папиева-Хары, Колесников организовал им персональную выволочку от Януковича. А для минимизации репутационного ущерба для ПР обратился напрямую к главе СП Виктору Балоге с просьбой о вето.
Несмотря на это, Хара письменно попросил спикера ускорить подписание закона (фото документа) для передачи президенту. Мол, это очень хороший и важный закон, а Методологическая комиссия по вопросам отчетности является «одним з важливих заходів для … забезпечення необхідної якості аналізу звітної інформації».
(О том, насколько «хороша» Методкомиссия и основных принципах схемы откачки денег у бизнеса см. здесь.)
В свою очередь Литвин, под давлением регламента ВР, 24 января был вынужден подписать закон и отправить его президенту. Однако при этом присовокупил замечания на двадцати страницах.
Развязка
У противников нового закона не было сомнений на счет возможностей первого замглавы СП Александра Шлапака организовать подпись президента .
В итоге чаяния всех свелись к одному: «Президент, наложи вето на это!» Этого желал Кабмин, Литвин, рядовые депутаты, включая членов рабочей группы по этому закону. Откровенно о нежелании вето «proUA» заявил только Хара.
Ющенко откликнулся на зов проколовшихся законодателей. По данным «proUA», решение о вето было еще 4 февраля. Однако от его обнародования в СП пару дней воздерживались, дабы не смешивать информационные волны с «газовым» заседанием СНБОУ. Однако утром 6 февраля стало известно о его переносе на 10 февраля и СП «раскололся» .
Как провести свой закон
Из этой истории следует очевидный вывод. При желании и наличии некоторой суммы аргументов через Верховную Раду Украины можно провести любой закон. Даже о продаже газостранспортной системы за десять копеек. Это можно устроить следующим образом.
Потратьтесь на угощение, например, кофейком людей, вырабатывающих позицию фракций по конкретным голосованиям. Например, в ПР это Михаил Чечетов, возглавляющий так называемую «группу юристов». Янукович не может вникнуть в суть каждого из десятков законопроектов, будь он хоть семи пядей во лбу. Поэтому юристы партии и особо продвинутые депутаты анализируют заявленные в повестку дня законопроекты и предлагают руководству фракции варианты: «за», «против», «принять за основу», «не голосовать» и т.п. По сути, их мнение по «неполитическим» и «безденежным» законам и является определяющим для фракции.
В БЮТ такие вопросы решаются с лидером фракции Иваном Кириленко. В Компартии нужно договариваться с Петром Симоненко, хотя по данной теме все разговоры можно вести с бывшим руководителем Тендерной палаты Александром Ткаченко. С НУНС и блоком Литвина можно не разговаривать, так как и без них голосов хватает.
Угостите кофейком кого-нибудь в руководстве аппарата ВР, например первого заместителя. В 2006 году подобная ситуация была с законом о Кабмине, когда выяснилось, что версия, попавшая на подпись президенту, существенно отличается от проголосованной в Раде. Тогда все «переделки» приписали женщине, занимавшей пост первого заместителя главы аппарата. Ее уволили и отправили на длительную стажировку в Германию, пока скандал не утих.
А теперь о конкретных лоббистах. Договоритесь с руководителями профильного комитета и подкомитета о том, что они займутся продвижением законопроекта. По ходу разговора с ними пейте много кофе за ваш счет, как минимум на «пятерку». Эти депутаты смогут подложить листики с вашими поправками в готовящийся к принятию законопроект.
Разработайте систему «отмазок» для всех, кто задействован в схеме в темную или явным образом. Образцы алиби в интервью «proUA»:
— Иван Кириленко объясняет голосование БЮТ договоренностью с Партией регионов. Мол, им нужно, а сами в текст даже не заглядывали, хотя и подозревает, что в 0924 что-то не так. Но для бютовцев было очень важно получить голоса «регионалов» за закон, отменяющий плановое повышение пенсий в этом году. Вот и договорились о «голосовом» бартере (весь текст здесь).
— Василий Хара настаивает на полной легитимности принятого закона. И советует депутатам-скандалистам, подписываясь под поправками, читать их, а не устраивать «детский сад». Бонус: призыв к общественному контролю над бухгалтерской отчетностью (весь текст здесь). Напомним, ранее этим же доводом аргументировали полезность пресловутой Тендерной палаты в контроле над госзакупками.
— Владимир Литвин говорит о своей ответственности как главы ВР. Но называет президента гарантом Конституции, обязанным «просеивать эти законы, если в Верховной Раде проскакивает что-то» нехорошее. Тем более, когда спикера не было в Раде. (весь текст здесь).
Кто бы сомневался, что эту страну погубит круговая порука.
Юрий Николов
Вначале статьи фотофакт — \"крестный отец тендерной мафии\" с БЮТ Антон Яценко договаривается о очередной коррупционной схеме с жуликом из Партии Регионов Михаилом Папиевым.
«proUA»
1 023 просмотров
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.